UA / RU
Поддержать ZN.ua

Звоните на ТВ! Проигрыш гарантирован… Украинские каналы осваивают новую статью доходов — «лохотрон»

Обратиться к этой теме меня побудили многочисленные обращения в Национальный совет по поводу так называемого жульничества на телевидении. Речь идет о викторинах, гаданиях, эротических шоу на ТВ.

Автор: Татьяна Мокриди

Обратиться к этой теме меня побудили многочисленные обращения в Национальный совет по поводу так называемого жульничества на телевидении. Речь идет о викторинах, гаданиях, эротических шоу на ТВ. Некоторые послания шокируют. Первое впечатлившее меня письмо было от вдовы, которая одна воспитывает дочь. Автор оказалась в затруднительной ситуации: мать лежала в онкологическом отделении больницы, и женщина пыталась найти деньги любыми путями. В отчаянии она решила воспользоваться помощью экстрасенса-провидицы, которая с экрана телевизора обещала помочь всем. Восемь дней вдова пыталась дозвониться на программу, тем более что ведущая постоянно напоминала, что звонок и регистрация — бесплатные. В итоге женщина так и не смогла пообщаться с провидицей, зато у нее появилась еще одна проблема — телефонный счет на 1688 гривен. Во втором письме рассказывалось о том, как 12-летний школьник, оставшись на каникулах один дома, звонил на интерактивную викторину, в результате чего его родители получили квитанцию на 2420 гривен.

Телевизионная «замануха»

«Передачи счастья» можно найти в эфирах многих украинских каналов в течение суток, за исключением прайм-тайма. Производство таких программ очень дешевое. Одни телекомпании делают их сами. Другие — заключают соглашения с провайдерами. Чтобы снять телевизионную викторину, много не надо: ведущий (чаще всего женщина), одна телевизионная камера и примитивная компьютерная графика. До сих пор остается загадкой, какие телевизионные программы транслируются в записи, а какие — в прямом эфире. По моей информации, каналы поступают просто: заключают соглашение с провайдерами, которые берут на себя производство, предоставляя только эфир для такой передачи и получая с этого прибыль.

Самые распространенные среди подобного рода программ — так называемые IVR-викторины (IVR — Interactive Voice Response, то есть интерактивный голосовой ответ). Чаще всего викторина заключается в выполнении примитивного задания, которое вовсе не служит доказательством интеллектуальных способностей зрителя. Например, из набора букв «КОРКОДИЛ» нужно составить существительное единственного числа. Задание настолько «сложное», что ведущая в течение 20 минут подсказывает, что это опасная рептилия, которая водится в Африке. За разгадку сложного слова предлагается 300 гривен, причем выигрыш постоянно растет. Вот только о цене звонка в студию ведущая молчит! Более того, она все время убеждает, что выиграть чрезвычайно легко, для этого нужно всего лишь набрать номер телефона. Но на самом деле дозвониться в студию невозможно. Все время в трубке звучит информация, что нужно подождать соединения. Дабы подогреть зрителей, во время эфира обязательно находится «живец», который вроде бы дозвонился в студию и выиграл довольно большую сумму денег.

Еще один вид «телефонных игр» на ТВ — эротическое шоу. Например, в прошлом году на канале НТН транслировалась «Клуб Нічка». Это некий украинский вариант на тему секса по телефону. В передаче предлагалось поговорить «об этом» с девушкой в откровенном белье. Вот только вероятность дозвониться в студию была такой же, как и в случае с «крокодилом». Зато суммы в квитанциях были намного больше, учитывая ночной тариф и обнаженных девушек.

Следующая разновидность телефонной телевизионной передачи — это услуги астрологов, экстрасенсов, гадание на картах Таро. В этом случае уже нет ни интеллекта, ни эротики, а речь идет о человеческой судьбе. В программе телеведущая выполняет функции журналиста: задает вопрос, соединяет со зрителями женщину-специалиста в области судьбы. У «ведьмы» обязательно черные волосы и остальные атрибуты стереотипной ворожеи. Как вы понимаете, желающих узнать, что произойдет в их судьбе, немало. Но все они могут быть уверены только в одном: в будущем их точно ждет квитанция за телефонные звонки.

Несмотря на то, что на вид эти передачи разные, принцип у них один: заинтересовать телезрителей, чтобы они звонили в студию. При этом все устроено так, что результатом дозвона становятся сумасшедшие телефонные счета.

Тарифы и условия игр на ТВ

Об истинных условиях и тарифах за звонки в подобных проектах зритель не имеет ни малейшего представления! Например, в телевикторине на канале «Тонис» условия участия в передаче указываются в очень быстро бегущей строке и выделены таким цветом, что прочесть хоть что-нибудь довольно сложно. Там указывается цена за звонок, а также то, что более подробную информацию можно получить на сайте showcalltv.com (прочитать название удалось с третьего раза).

И действительно, такой сайт существует. На первый взгляд, все выглядит солидно, подкреплено лицензиями с официальными номерами. Но дело в том, что на сайте размещены лицензии провайдеров, предоставляющих услугу аудиотекс (так называются телефонные услуги, которые используются в телевикторинах, гаданиях). Разрешительных документов на розыгрыш денег в эфире телеканалов просто не существует, соответственно не проводится проверка относительно того, можно ли получить выигрыш и возможно ли дозвониться в студию.

На сайте указаны правила викторины. Пунктом 2.4 определено следующее: «Каждой заявке на участие при помощи компьютерной программы присваивается уникальный идентификационный номер. Далее каждая пятая заявка из числа принятых заносится в специальный список, из которого при помощи компьютерной программы выбирается каждая 30-ая заявка от Абонентов, далее редактор программы перезванивает по номеру телефона Абонента, после чего Абонент выводится в эфир и получает возможность дать в эфире ответ на задание игры. В случае если звонок «срывается» или по каким-либо иным причинам голос Участника не слышен в эфире или телестудии, к участию в игре выбирается другая заявка из специального списка, сформированного согласно вышеописанному алгоритму». Иными словами, шансов дозвониться не больше, чем выиграть в лотерею, и это в том случае, если эти правила действительно соблюдаются честно. На мой взгляд, условия выписаны так, чтобы заведомо запутать желающего позвонить на телевидение. Уверена, что никто из попадающих на телефонный крючок этот сайт не читает.

Теперь о стоимости звонков. Первым осуществлять услуги аудиотекса начал «Укртелеком». Сегодня подобных компаний стало намного больше. Как работает этот сервис, я бы хотела показать на примере «Укртелекома», который участвует в технологическом процессе предоставления услуг аудиотекса, ведет учет и тарификацию услуг, а также занимается выставлением счетов и сбором денег. Доступ к этой услуге осуществляется по кодам 8—900—Х1Х2—Х3—Х4Х5Х6Х7, где Х1Х2 — код оператора услуг аудиотекс. На сегодняшний день в Украине работают восемь операторов услуг аудиотекс, имеющих коды 11, 13, 14, 15, 21, 23, 25, 30, 45; остальные цифры — это номер конкретной услуги в системе нумерации оператора, при этом Х3=0, 1...9 номер тарифной зоны. Тарификации подлежат только полные единицы учета времени предоставления услуги, которая равняется 12 секундам. Вся эта информация мною взята с официального сайта компании www.ukrtelecom.ua.

Номера телефонов всех подобных передач начинаются или на 8-900-119, или 8-900-307, соответственно имеют тариф 6 и 7 гривен. В условиях телепрограмм действительно фигурируют такие цифры, но указывается, что это тариф за разговор или минуту разговора. А вот «Укртелеком», компания, которая подсчитывает стоимость разговора у своих абонентов, будет насчитывать соответствующие деньги за каждые 12 секунд разговора. Следовательно, если вы ждете соединения со студией 5 минут, то такое «висение» на трубке вам обойдется в 150 и 175 гривен. При этом хочу отметить, что цены на звонки в каждой программе выписаны по-своему. Одинаковые условия дозвона вы почти не найдете. Но вывод один: такие звонки очень дорогие, расценки на некоторые из них дороже международного роуминга операторов мобильной связи.

«Чистое» шоу вне закона

Интерактивная игра на телевидении по своему определению не имеет ничего общего с понятиями «азартная игра», «викторина» и «лотерея». Сегодня такой формат телепрограмм не выписан ни в одном законе Украины. Он однозначно рассчитан на доверчивых и наивных людей. Многие сравнивают формат этих программ с постсоветским «лохотроном». На базарах, в переходах метро, просто на улицах людей зазывали сыграть в игру, так же был «живец», который демонстрировал, что легко можно выиграть сумасшедшие деньги. Правда, лохотронщиков немного гоняла милиция, но это никак не мешало доверчивым людям просаживать деньги на уличную игру.

IVR-викторины — это не украинское ноу-хау. Одной из прародительниц подобного формата программ является голландская телевизионно-продюсерская компания Endemol Entertainment Holding NV, штаб-квартира которой находится в Нидерландах. Она имеет дочерние компании в 23 странах мира. Но Endemol более известен тем, что придумал реалити-шоу «Большой брат». Интересен факт, что ежегодно на ярмарке в Каннах (самая крупная мировая ярмарка телевизионных форматов и продуктов для ТВ) представляется немало интерактивных викторин, а одним из крупнейших производителей на телерынке является Германия. Такие программы заполонили эфиры всей Европы. Но в каждой стране они регулируются рядом законодательных документов. Главными правилами для существования интерактивных викторин стали: прозрачные правила игры, информирование о стоимости звонков и недопущение участия в игре несовершеннолетних.

Кроме того, эти требования прописаны в лицензии, которую должно получить интерактивное шоу для вещания. Соответственно, процесс игры и выдача выигрышей более-менее контролируются. В Европе даже закладывают определенный процент на выигрыш, который и является стимулятором игры.

Кое-кто пытается отнести описанные выше программы к азартным играм. Но по определению Министерства финансов Украины азартной считается игра, участие в которой дает возможность получить приз (выигрыш) и результат которой определяется действиями (событиями), полностью или частично зависимыми от случайности, и условием участия в которой является внесение игроком ставки. В настоящее время такой вид деятельности регулируется Приказом Министерства финансов Украины о порядке выдачи лицензий подобным заведениям. Все азартные игры четко определены и классифицированы. Но в их перечне даже намека нет на телевидение. Более того, в описанных телепрограммах нет ставки в классическом виде и не всегда есть материальный выигрыш (в случае, когда звонят ворожеям или на эротическое шоу).

С другой стороны, такие программы не подпадают и под определение того, что азартными играми не считается. Так, в Законе Украины «О телевидении» нет ни слова об интерактивных викторинах или чем-то подобном.

Первейшая претензия в отношении интерактивных шоу — неосведомленность зрителей о реальной цене звонков. Чтобы заставить телевизионные каналы сообщать о ней, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания принял 19.03.2008 г. решение «О рекомендациях Национального совета по трансляции в эфире телеорганизаций передач, которые могут нанести финансовый ущерб телезрителям». Этим документом телерадиоорганизациям предписывается в случае выпуска ими в эфир передач с интерактивными играми сопровождать их текстами предупреждения (с соответствующими анонсами) для потребителей о том, что эти программы платные. Каждое предупреждение должно занимать не менее 15% площади (объема) экрана. Цвет текста предупреждения должен быть контрастным по отношению к цвету фона предупреждения. И действительно, сейчас эти программы информируют зрителей, что звонки платные, но насколько правдиво они их информируют, не подвергается контролю. Кроме того, никто не осуществляет проверок действия механизма дозвона. Неизвестно, действительно ли хоть один человек дозвонился в студию.

Сегодня максимальная мера, которую может применить Национальный совет в отношении таких шоу, — это вынести предупреждение за несоблюдение условий лицензии телекомпании или вышеупомянутых рекомендаций по поводу информирования зрителей об условиях осуществления звонков. Иными словами, практически ничего. Ведь если трансляция отвечает лицензии и проведение эфира происходит правильно, получается, что подобные передачи абсолютно «чисты» перед законом. Поэтому зрителям самим нужно определяться, сколько денег они готовы потратить на эти сомнительные забавы.

Несмотря на то, что одни называют IVR-программы азартными играми, другие обычной лотереей, очевидно одно: эти программы прежде всего коммерческие, и они приносят солидные деньги телевизионным каналам. По моей информации, ежемесячная чистая прибыль от полуторачасовой программы на телевидении составляет 300—500 тыс. грн. Очень легко подсчитать, сколько денег тратят на это украинцы, если каналу достается примерно треть полученного, поскольку часть денег уходит провайдеру. То есть в среднем жители Украины ежемесячно тратят на телевизионные викторины 0,9—1,5 млн. грн., при этом расчеты касаются исключительно одного телеканала.

А сколько денег просаживают доверчивые украинцы на все интерактивные шоу, которые транслируются по всему украинскому телевизионному пространству (телевизионные викторины уже идут и на региональных телеканалах)?

О коммерческой выгоде от подобных проектов лишний раз свидетельствует то, что в этих программах нет рекламных пауз. Потому что от первой и до последней минуты передачи денежки сыплются производителям, как песчинки в песочных часах.

Что делать?

Безусловно, ситуацию с телевикторинами нужно регулировать. Но особенно сложно сделать это теперь, в условиях кризиса. Прекрасно понимаю, как больно ударила экономика по телепродакшену. Вряд ли в ближайшее время мы увидим новые яркие шоу или сериалы, ведь денег на их производство у каналов просто нет. Поток рекламы существенно сократился. И в условиях отсутствия средств на развитие многие продюсеры, с которыми мне приходится общаться, своей первоочередной задачей считают выживание. Сохранение команды и более-менее приличного эфирного вида каналов. И, конечно, многие действуют по принципу: цель оправдывает средства. Именно так воспринимает телевикторины профессионал по ту сторону экрана — как средство для зарабатывания денег в трудное время. Потому что pecunia, как известно, non olet.