UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗВЕЗДЫ ЗАЖИГАЮТСЯ И… УЕЗЖАЮТ?

...Экспрессивная манера исполнения тринадцатилетней Ольги Калабыниной из Севастополя повергает зал в трепет...

Автор: Алина Бажал
Анна Бурая и Орест Смовж (Львов)

...Экспрессивная манера исполнения тринадцатилетней Ольги Калабыниной из Севастополя повергает зал в трепет. Неудивительно, что лавры Международного конкурса молодых пианистов «На родине Сергея Прокофьева» (1999), Международного детского конкурса «Синяя птица» (2001) и Международного конкурса им. А. Караманова (2003) достались этой хрупкой девочке-виртуозу, исполняющей 2-й фортепианный концерт Сен-Санса с силой и страстью, которым позавидовал бы взрослый мужчина-профессионал...

Организаторы фестиваля «Новые имена юных звезд Украины» заметили талантливую ученицу Татьяны Ким и пригласили поучаствовать в своем концерте. И все присутствующие в Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины убедились, что на нашем творческом небосклоне засияла еще одна яркая звездочка...

Рождение этого фестиваля датируется 1997 годом. К нему «приложили руку» Министерство культуры Украины и Центр фестивалей и концертных программ, эстафету подхватило Государственное объединение «Україна мистецька». Само название фестиваля говорит о том, что главная его цель — открытие новых талантов, пополнение звездной плеяды Украины новыми именами. Хотя, если учитывать, что все юные участники — лауреаты государственных и межнародных фестивалей и конкурсов, «Новые имена...» — скорее постамент, с которого можно пристальнее разглядеть надежду исполнительского искусства. На протяжении года организаторы фестиваля общаются с дирекциями музыкальных школ-семилеток и десятилеток, музыкальных училищ и академий по всей Украине, присутствуют на конкурсах молодых исполнителей и таким образом формируют программу гранд-концерта. Организаторы подчеркивают, что это не конкурс, а именно гранд-концерт талантливых детей. В процессе подготовки к нему выявляются как достоинства, так и недостатки исполнения, на которые должны обратить внимание педагоги.

В этом году в концерте звучала мировая классика: Бах, Бетховен, Моцарт, Лист, Глинка, Чайковский, Прокофьев, из украинских композиторов — Д.Бортнянский, Л.Колодуб, Н.Стецюн.

География фестиваля представлена десятью городами Украины: Киев, Донецк, Коломыя, Львов, Николаев, Одесса, Севастополь, Харьков, Червоноград, Ялта. Многие из 28 исполнителей уже имели опыт подобных выступлений, как, например, 11-летний кларнетист Петр Жупанов из Николаева, киевские скрипачи Назарий Барвинский (12 лет) и Александр Макаренко (13 лет). А пианистов Александра Полякова из Киева и Артема Ясинского из Донецка, 15-летнего гобоиста Юрия Хвостова из Львова можно полноправно назвать мэтрами сцены, ведь им довелось играть в залах Франции, Германии, Чехии, Польши, России.

Выступление юных музыкантов сопровождал Национальный заслуженный академический симфонический оркестр Украины, которым на всех восьми фестивалях дирижирует заслуженный деятель искусств Украины и России, лауреат Национальной премии им. Т.Шевченко Владимир Сиренко. На концерте в этом году дирижерский пульт с ним разделили и такие мэтры, как заслуженный деятель искусств, дирижер Национальной оперы Украины Александр Барвинский, народный артист Украины Алексей Гуляницкий и заслуженный артист Украины Виктор Плоскина. Игра с симфоническим оркестром — обязательный элемент программы международных конкурсов, поэтому возможность попрактиковаться в этом виде исполнительства крайне важна для юных талантов.

— Трудно ли работать с детьми? — спросили мы у Владимира Сиренко.

— Легко работается с талантливыми людьми, возраст здесь ни при чем. Я ведь, считайте, на себя тружусь: вот стану когда-нибудь старым и заслуженным, а эти дети, уже известные всему миру, съедутся на мой юбилей. «Сиренко приглашает»... А если серьезно, у каждого из нас отпрыски занимаются музыкой, так что взрослые музыканты очень доброжелательно относятся к юным исполнителям. Иногда приходят малыши, которым надо сказать «раз-два», чтобы вступили вовремя. А потом из этого утенка вырастает прекрасный лебедь, и мы радуемся вместе с родителями и педагогами. Некоторое время спустя они играют с нами на том же фестивале Крайнева или просто филармоническом вечере, и мы ощущаем себя причастными к раскрытию их способностей.

На самом деле это очень серьезное и ответственное дело. Можно ведь запросто травмировать ребенка, оставить у него негативные впечатления, привить страх к дальнейшему выступлению с оркестром. Но когда мы добиваемся хорошего результата, надеюсь, это остается с ними на всю жизнь.

Дебютантка фестиваля Елена Мисьо из Львова уже выступала с симфоническим оркестром на международных конкурсах, однако на сцену Киевской филармонии выходит впервые. Исполняя финал Первого концерта для фортепиано с оркестром до мажор Бетховена, она держалась очень уверенно. Юная пианистка утверждает, что фестиваль закаляет эмоционально и физически. Бесспорно, это очень важно. Но только ли в этом его значение?

Участие в «Новых именах...» — это прежде всего творческое общение учеников и педагогов со всей Украины, новые знакомства, новый опыт. Кроме того, задачи фестиваля — популяризация достижений исполнительского мастерства украинских школ, а также «пропаганда» различных музыкальных инструментов, особенно малораспространенных в музыкальных школах (кларнет, гобой, саксофон и.т.п.). Произведения для этих инструментов вошли в программу концерта.

...Исполняется рондо Анетты из оперы «Празднество сеньора» Бортнянского — на сцене Ансамбль старинной музыки студентов факультета музыкального искусства Киевской детской академии искусств. Чистое и нежное сопрано Катерины Коврик, переплетаясь с изящной мелодией флейты (Ярослав Горбунов) и тихим прерывистым дрожанием клавесина (Виктория Петрик) заставляет слушателей ощутить светлое и гармоничное обаяние старины. Это словно проникновение в другое измерение, в мир прошлого, где думалось и пелось совсем по-иному, чем в наш сумбурный век...

Николай Чемберджи, ректор Детской академии искусств, радуется за своих воспитанников.

— Если мы правильно воспитаем детей, у нас не будет бездарных взрослых, — считает он. — Множество ярких звезд может разгореться из этих юных звездочек. Просто нужно вести этих детей по жизни, поддерживать, направлять. Они должны ощутить надежное плечо, в том числе и со стороны государства. Они должны стать известными в Украине и за ее пределами, ведь от этого зависит их дальнейшее трудоустройство.

Организаторы фестиваля мечтают после гранд-концерта в Киевской филармонии организовывать поездки по областям, чтобы люди могли послушать юных талантов не только по телевизору, но и вживую, а сами дети приобрели опыт выступления в различных залах. Однако позволить себе даже растянуть фестиваль на два или больше дней они не могут — не позволяют расценки на аренду зала. Проблема спонсорства стоит остро, государственные структуры гораздо более заинтересованы в поддержке исполнителей эстрадного, а не академического жанра. А ведь организация концерта — это еще и проезд, проживание, питание, памятные подарки участникам, оплата работы оркестра...

...Беззаботной птичкой порхает по залу голосок Тани Остапчук, самой юной из участников. В свои восемь с небольшим она — солистка детского образцового театра эстрадной песни «Апельсин» Червоноградского дворца культуры Львовской области. Девочка держится на сцене уверенно: за ее плечами — победы на всеукраинских и международных фестивалях и конкурсах «Хрустальный жаворонок», «Співограй»/«Крок до зірок», «Славянский базар в Витебске». Невольно задумываешься: а что будет дальше? Расцветет ли юный талант? Найдет ли свою нишу в творческой жизни родной страны? Не затеряется ли в потоке молодых и невостребованных?

Организаторы фестиваля следят за судьбами участников, поддерживают с ними связь. Многие дети выступают на его концертах не единожды. За годы существования фестиваля первые звездочки подросли и озарили весь мир. Игорь Четуев, Анастасия Пилатюк, Мария Ким, Андрей Белов, Сергей Сухобрусов, Валерий Соколов продолжают учебу за рубежом, концертируют во многих странах мира. Ганновер, Филадельфия, Лондон, Москва встретили, приютили и оценили наших исполнителей — морально и материально. Они получают гранты и высокие гонорары, им обеспечиваются условия для творческой работы. ТАМ им не приходится бороться за выживание…