UA / RU
Поддержать ZN.ua

Звезды в законе. Стинга и Хворостовского заставят латать наши бюджетные дыры?

На днях отечественный шоу-рынок слегка заштормило. Им всерьез решили заняться популярные политики.

Автор: Олег Вергелис

На днях отечественный шоу-рынок слегка заштормило. Им всерьез решили заняться популярные политики. Этим шоу-рынком и раньше «всерьез» занимались... Особенно, когда требовали пачки пригласительных на выступления тех или иных звезд цирка, эстрады, театра… Теперь-то дело серьезней и «выше» любого купола (цирка). Зашло оно далеко-высоко... До самого парламента, на улицу Грушевского. Юрий Костенко и Иван Заец — судя по всему, латентные исследователи подводных глубин мирового шоу-биза — решили внести в украинский парламент один любопытный законопроект.

Всем прекрасен их документ. В первую очередь, постулатом (без всякой иронии): необходимо поддержать отечественного производителя! (Мой отдельный наивный вопрос: стоит ли поддерживать в этом шоу-бизнесовом случае десятки безголосых бездарных посредственностей — лишь только потому, что и они «наши производители»? Производители чего — пустоты?)

Еще прекрасней данный законопроект тем, что «предусматривается увеличение налога на прибыли для иностранных гастролеров до 20%. На данный момент такой налог составляет, как и для украинских исполнителей, — 3%». (Конец цитаты.)

Это мотивируется сугубо «европейской практикой». Когда «налог на прибыль для иностранных гастролеров существенно выше, чем для отечественных исполнителей».

В этих партийных «тезисах», еще раз повторюсь, прекрасно все. Помимо нескольких сомнительных нюансов — исключительно по заданной теме.

а) Предполагает ли «европейская практика», о которой гражданственно говорят эти деятели, уже наши, украинские, заработные платы? Ведь любой востребованной звезде — от Монтсеррат Кабалье до народного артиста Украины Николая Баскова — по большому счету наплевать на украинский политпиар. И никогда в жизни от своих строго фиксированных гонораров (гарантий) они не отступят. А любое увеличение налога на их «гастрольную деятельность» здесь непомерно раздует только цены на билеты. И, по-моему, даже двоечнику это понятно. А билеты на престижные шоу (по нынешним заоблачным ценам) нынче и так приобретают, в основном, лишь нувориши. Поскольку отечественный интеллигент со своими двумястами долларами зарплаты последний раз был во дворце «Украина», пожалуй, еще на сольном концерте Дмытра Гнатюка в период его художественного расцвета.

б) Существуют ли какие-либо подсчеты специалистов относительно того, «как используются» хотя бы те самые «три процента», которые и раньше отчисляли гастролирующие? Может, они действительно шли на «отечественного производителя»? Только отчего же по-прежнему на этой фабрике затянувшийся перекур? Или кто-то действительно беззаветно верит в то, что Тото Кутуньо (один из любимых исполнителей В.Ющенко), Киркоров и Басков (любимые артисты Л.Кучмы) или Алла Пугачева с Монтсеррат Кабалье в придачу (всеобщие любимицы) усердно залатают дыры в украинском бюджете, которые могут образоваться по окончании реалити-шоу «Ощадбанк»?

в) Не странно ли, что не рынок, как в Европе, формирует все эти роковые «проценты», а, как мне кажется, сугубо поствыборные желания отдельных партий, чьи «проценты» — сплошное головокружение от успехов?

г) И нет ли международной неувязки хотя бы в последующем политдискурсе от одного из подвижников темы: «Мы не хотели портить отношения с Россией, поэтому не смогли решить этот вопрос на законодательном уровне…» А сейчас, получается, «хотим портить»? Или это партийная установка? Как вообще понимать такую цитату? И с каких пор уважающий себя государственный деятель апеллирует к «статистике» желтой прессы? Якобы заслуженный артист Крымской автономии Ф.Киркоров «только за три летних месяца в 2007 году гастролей черноморским побережьем заработал $5 млн.». Помимо комсомольских таблоидов, напомню им, есть еще тротуарная газета «Жизнь» — может, вскоре и оттуда будут черпать вдохновение наши уважаемые депутаты?

д) И нет ли за медийным шумом с выставленными напоказ попсовыми страшилками — «нас разоряют Пугачева и Галкин!» — очередного партийного задания попросту отвлечь родное население от тех, кто действительно разоряет, причем всерьез и надолго?..

…И уже сугубо от себя субъективно полужирным шрифтом выделю следующее: национального (художественного) производителя поддерживать нужно!!! (три восклицательных знака).

И таким же шрифтом снова: а разве можно разорять отечественного потребителя — посредством несовершенных законопроектов?

Ну а следующий номер нашей программы — уже мнения непосредственных участников процесса. Людей, которые давно и активно работают на гастрольном пространстве Украины, являясь авторитетными продюсерами крупнейших гастрольных акций

Сергей ГАЛУЗИН, промоутер, организатор многочисленных «исторических» гастрольных акций; в его послужном списке концерты Стинга, Монтсеррат Кабалье, многих других знаменитостей:

— По этому поводу я могу сказать только одно. Ссылки отдельных политиков на «европейскую практику» совершенно не соответствуют действительности! Или их попросту ввели в заблуждение, «подсказав», что «гастрольный сбор» в Италии составляет 30%, в Германии — 21%, а в России — 18%... » Ничего подобного! В Европе вообще нет подобного налога. Но, видимо, депутатская мысль крепчает, и не придумали ничего иного, кроме того, как оскорбить своих же слушателей-зрителей подобными заявлениями. И я еще раз утверждаю со всей ответственностью: ни в Германии, ни в Бельгии, ни в Голландии, ни в Финляндии ничего подобного не происходит. То бишь нет «дифференциации», когда для своих артистов одно, а для иностранных — другое. И если мы действительно движемся в Европу, то такие вещи надо знать. А не разрушать и так едва зарождающийся шоу-рынок. Если же хотим отпугнуть каких-то крупных артистов подобными «инициативами»… Что ж, у них графики и так расписаны на много месяцев вперед. Они не испугаются! А Украина по-прежнему будет «окраиной» на гастрольной мировой карте.

Михаил КРУПИЕВСКИЙ, продюсер, режиссер, один из организаторов крупнейших национальных проектов, в числе которых «Червона рута», «Наше Різдво»:

— Если уж совсем эмоционально, то подобные «законопроекты» можно охарактеризовать коротко и емко: «Полный бред!» И никаких подробных комментариев на эту тему. Если эти политики хотят, чтобы и шоу, и бизнес ушли в «тень», то есть существовали в режиме исключительно «теневой экономики», то это возможно. По-моему, это аксиома: пострадает лишь зритель, которому надо будет выбирать между желанием увидеть любимого артиста и возможностью изыскать для этого значительно больше личных денежных средств…

Оксана НЕМЧУК, продюсер, организатор самых громких театральных гастролей последних лет: театр «Современник», Большой театр, Театр Олега Меньшикова. Организатор последних успешных гастролей «Современника» в Париже:

— Прежде всего хотелось бы понять, о чем речь, о каком «налоге»? Цитирую: «Законопроект, который я внес с Иваном Зайцем в парламент, предусматривает увеличение налога на прибыль для иностранных гастролеров до 20%».

Насколько я понимаю, здесь речь идет о налоге на доходы «нерезидента», который существует и в Украине? И далее: «Сейчас такой налог составляет, как и для украинских исполнителей, 3%». А это, как я понимаю, уже речь о гастрольном сборе, который к прибыли иностранного исполнителя не имеет никакого отношения.

Согласно закону, плательщиком гастрольного сбора является организатор мероприятия. То есть украинская компания. А объект налогообложения — доход от реализации билетов, а не прибыль иностранного исполнителя. А из дохода от реализации билетов, как известно, организатор акций оплачивает и много других затратных статей — рекламу, аренду площадок и аппаратуры и т. д.

Как следствие, увеличение «гастрольного сбора» приведет лишь к деформации гастрольного рынка в Украине. И так пока достаточно слабого и еще неконсолидированного.

Приведет к деформации «количественной». И, что самое обидное, качественной. Ведь под это «увеличение» попадает не только «нелюбимый» Филипп Бедросович, о котором, в основном, вспоминают наши политики, но и серьезные театры, международные фестивали, симфонические концерты, а также лучшие представители западной поп- и рок-музыки. А они у нас и так редкие гости.

Вряд ли подобное налоговое отягощение выдержат и организаторы гастролей грузинского театра имени Руставели или балета Сухишвили, а также «Современника», МХТ или Мариинского театра.

И корректно ли применять «европейскую практику» при налоговом законодательстве Украины, которое еще требует глубокого и системного реформирования?

В Европе гастрольный сбор дифференцированный. В зависимости от зала, количества зрителей и направленности той или иной акции. Он состоит из совокупности разных сборов.

Кстати, в Париже, а это я знаю из личного опыта, сбор для театральных гастролей составляет всего 3%.

В нашем же случае популярный политический тезис о защите национальных интересов может с точностью до наоборот по ним же и ударить. И нанести урон международному взаимообмену, привести даже к культурной изоляции. Ведь ни для кого не секрет, что Украина, и в частности ее столица, находится «вне» гастрольных графиков многих выдающихся зарубежных коллективов и исполнителей. Ла Скала, Ковент-Гарден и многие иные нам пока, увы, недоступны. Прежде всего, по экономическим причинам. Я говорю исключительно о системных, полноценных гастролях, а не разовых, подаренных зрителю волею случая.

Бесспорно, не может не раздражать факт недобросовестной конкуренции на этом рынке. Например, для проведения гастролей балета Большого театра необходимы и фуры с декорациями, и многочисленные дни монтировочных репетиций, а еще аренда дорогостоящих площадок. Кроме того, пребывание огромной труппы (в количестве 130 человек), уплата гонорарной части по контракту, которая контролируется многими инстанциями, так как тот же Большой театр — это государственное предприятие, и он не имеет права получить сбор меньше, нежели в Москве (а там сборы немаленькие). А еще… Заплатить налоги, раздать пригласительные (на лучшие места). И при этом постараться не остаться в убытке. И это все при зале в 1000 мест!

Может быть и другой пример. Море, солнце, ЮБК, артист, представляющий предприятие имени себя. Реквизит — одна шарманка, одна обезьянка, стадионы и залы-тысячники. При этом сомнительное художественное наполнение действа, как правило, не без фонограммы.

…И что же? И в первом (с Большим), и во втором (с шарманкой) — 20%? Несправедливо.

Поддерживать национального производителя за счет вырванного из контекста, неподъемного налогового отягощения коммерческих организаций — неправильно и опасно.

Это чревато сокращением гастролей (я имею в виду качественных гастролей). Это приведет к засилию однодневок, малобюджетных гастролеров, рассчитывающих на быстрый чес, которым, кстати, все равно, какой гастрольный сбор платит организатор. На их доход это не влияет. Эстрадные исполнители, разумеется, повысят свои гонорары за выступления на частных вечеринках, так как спрос на них будет постоянно.

А защитить национального производителя можно и нужно действенным контролем со стороны государства, внедрением систем современного менеджмента, принятием закона о меценатстве, добросовестной конкуренцией среди государственных и коммерческих творческих организаций и союзов. И еще расширением программ международного обмена как в государственном, так и коммерческом секторе.

И главное: если уж так хочется «перенять опыт» близкого и дальнего зарубежья, то нужно понять главное — должно быть льготное налогообложение для национального производителя, исполнителя. Тут и кино, и книги, и широкая достойная гастрольная палитра.

Хочется верить, что тот же Юрий Иванович Костенко, как мне кажется, человек тонкой организации, при работе над законопроектом и над его внедрением будет стараться учитывать все эти факторы. И привлечет к работе над законом специалистов-практиков, которые могут поделиться оперативным опытом и которые так же, как и он, являются патриотами и совсем не безразлично относятся к Украине, ее имиджу и духовному развитию.