UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗВЕНО В ИНФРАСТРУКТУРЕ

Моя сотрудница, человек по натуре достаточно сдержанный, в этот день была чем-то расстроена. Чем же?..

Автор: Тамара Колотиленко

Моя сотрудница, человек по натуре достаточно сдержанный, в этот день была чем-то расстроена. Чем же? Ее рассказ, конечно, криком души не назовешь. Не буду преувеличивать. Бывают житейские ситуации гораздо драматичнее и серьезнее. В нескольких словах изложу суть. Восьмилетняя дочка моей сотрудницы два года занималась в детской школе бального танца в клубе «Олтекс» при Дарницком доме культуры. Занятия обожала, участвовала в конкурсах, занимала неплохие места. И вдруг на родительском собрании объявляют, что специально оборудованный паркетный зал (а занималось в нем около 300 детей) передают в аренду коммерческой фирме. Собрание длилось несколько часов кряду, составлялись письма «наверх», собирались подписи, рождались и тут же отвергались идеи совместных родительских «культпоходов» тоже в «верха» различного уровня. В общем, она ушла с собрания раздосадованной и с полной уверенностью в бесполезности родительских усилий отстоять зал для своих детей.

Сразу оговорюсь: пишу о детях, которым не дано иметь состоятельных родителей, могущих за немалые деньги обеспечить им полноценный досуг, нормальный отдых и качественное образование. Говорю о тех, чьи родители с немалым трудом могут накормить да одеть-обуть своих чад. А ведь именно их - большинство и через какой-то десяток лет именно им предстоит строить нашу державу и быть ее народом. Собственно, эти мысли побудили меня встретиться с начальником главного управления культурно-просветительской работы Министерства культуры и искусств Украины Николаем СЕДУНОМ и поговорить - нет, не о конкретной детской школе бальных танцев, а о проблеме в целом по Украине.

- Николай Васильевич, думаю, не только среди моих знакомых, друзей, а, полагаю, и среди ваших есть дети, занимавшиеся в различных кружках, секциях, студиях, которые сегодня оказались выброшенными на улицу, а специально оборудованные помещения и залы переданы коммерческим структурам.

- Не совсем согласен со словом «выброшены». Этот вопрос очень сложный. Подтвердить, что, как вы говорите, детские кружки, студии «выбрасываются» на улицу в угоду коммерческим структурам, не могу. И, честно говоря, не хотел бы, чтобы наш разговор начинался именно так. Будем говорить о работе клубов, домов культуры, центров досуга, подростковых клубов, которые раньше существовали при

ЖЭКах и, кстати, достаточно интересно работали, и, конечно же, о библиотеках.

В прежние времена вся эта инфраструктура финансировалась государством, то есть определенная идеология была направлена на создание определенных ценностей, а госбюджет поддерживал определенные институты, которые, в свою очередь, поддерживали определенную политику. Вся эта сеть - а это только клубов свыше 22 тысяч, 22 тысячи библиотек - более-менее стабильно финансировалась, и практически все занятия в многочисленных кружках, секциях, клубах были или бесплатные, или стоили копейки.

Сегодня мы свою задачу видим в том, чтобы удержать всю эту сеть культмассовых учреждений и не дать ей погибнуть.

- На ваш взгляд, она еще жива?

- Пока что да. И в данной ситуации очень многое зависит от местных руководителей. Судите сами: кто-то на культуру выделяет 1% из бюджета, а кто-то - 7%. Налицо не только объективные причины, а уровень интеллигентности конкретных людей.

- Можете ли вы назвать конкретные цифры, характеризующие данную ситуацию?

- Пожалуйста. Вот статистика, которую мы имеем. На 1.01.97 года в Украине сеть учреждений клубного типа всех министерств и ведомств составляет 22394 единицы; из них - в системе Министерства культуры и искусств 19710 (18293 в сельской местности), профсоюзных - 1624, прочих - 2060.

Сопоставим с тем, что мы имели в 1991 году. Государственных клубных учреждений - 20246, из них 18800 в сельской местности. Только за счет передачи профсоюзных клубов и дворцов культуры Министерству культуры и искусств в последние годы сохранилась относительная количественная стабильность этих показателей. (В 1991 году в Украине насчитывалось около 5000 профсоюзных клубных учреждений, к 1993-му - 800 из них, финансирование которых полностью прекратилось различными ведомствами, были переданы в наше подчинение.)

Начиная с 1994 года идет достаточно медленное, но тем не менее неуклонное сокращение и этих показателей по всем ведомствам. В 1995 году - на 548 единиц, в 1996-м - на 347. Таким образом, за два последних года закрыто 874 учреждения клубного типа, из них 580, находившихся в подчинении Министерства культуры и искусств.

Давайте посмотрим, что стоит за этими цифрами. Многие профсоюзные клубы по сути перестали быть ими. Не раз видел своими глазами: стоит бесхозное помещение, есть человек, который его открывает-закрывает. И все. Теперь вернемся к 18800 клубам, находящимся в подчинении министерства, которые работают в сельской местности. Треть из них, не отапливавшаяся в течение 2-3 последних лет, требует неотложного капитального ремонта, 480 - находятся в аварийном состоянии.

- Какая же сегодня зарплата у сельского клубного работника? Сколько получает человек, устраивающий в выстывшем холодном здании детские утренники?

- В большинстве сельских клубов сотрудники переведены на 0,75, 0,5 и даже 0,25 ставки. Считайте: оклад, то есть ставка, составляет приблизительно 90-100 гривен. Этот мизер стыдно назвать оплатой, но и его сплошь и рядом задерживают на 4-5 месяцев.

- И люди работают? Не разбежались?

- Утрата профессиональных кадров - тенденция чрезвычайно тревожная, и если она сохранится, мы через два года в селах просто не будем иметь специалистов, ибо их удельный вес среди сельских работников культуры, составлявший в 1994 году 78%, в 1995-м сократился до 64%, а в 1996-м - до 37%. Но кто осудит этих людей, которые в поисках куска хлеба изменили своей профессии?!

Приоритетной задачей министерства сегодня считаю разработку нормативно-правовой базы, способной обеспечить нормальное функционирование культуры. Нами уже разработаны проекты законов «Про неприбуткові організації», «Про благодійництво і меценатство», ряд других. Они, в сущности, могут дать шанс выжить учреждениям культуры, но, к сожалению, пока не приняты Верховной Радой. Считаю, что в первую очередь нужно освободить культуру от налогов. Не буду называть конкретные адреса, но есть целый ряд случаев, когда решением советов народных депутатов, местной администрации учреждения культуры освобождаются от налогов.

- От платы за аренду, электроэнергию, газ, отопление и прочее?

- Именно так. Каким образом это осуществляется? Учреждение культуры передается в аренду коллективу. Министерство на этом опыте разработало положение об аренде, согласовало его с фондом госимущества, другими причастными к этому инстанциями и разослало его на места. Это, с одной стороны, существует как бы вне закона… Но, с другой стороны, это просто разумно, ибо то, что имеется согласно действующему законодательству, мне представляется просто алогичным: государство финансирует, к примеру, дворец культуры и этот же дворец эти же деньги возвращает государству в виде платы за коммунальные услуги и так далее.

Десятки раз говорено-переговорено на всевозможных «круглых столах» и в частных разговорах: необходим закон о льготном налогообложении спонсоров, ибо только принятие этого закона может обеспечить приток средств в культуру. Спонсору должно быть не только престижно, но и выгодно вкладывать деньги в развитие культуры. Должен освобождаться от налогов не только его благотворительный взнос, а и часть прибыли. Это будет выгодно всем. Но сегодня еще рано принимать подобный закон. Вспомните, когда государство освободило от налогов некоторые фонды, в том числе чернобыльский, - сколько дельцов на этом «нагрели» руки? Боюсь, что такое будет и с культурой. Хотя, безусловно, нужно искать какие-то гибкие, компромиссные варианты.

Даже такие законопроекты, как «Про бібліотеки і бібліотечну справу», «Про музеї і музейну діяльність», не работают полностью в части государственных гарантов на тот или иной постулат, который утверждается в этом законе. Скажем, свободный доступ человека к информации. О каком доступе к информации может идти речь, если сельская библиотека на периодику получает 230 гривен в год - это приблизительная стоимость 3-4 изданий.

Сейчас нами разработаны новые социальные нормативы, утвержденные постановлением Кабинета министров «Діяльність бібліотек в Україні». Они направлены на то, чтобы уберечь от развала эту инфраструктуру. Ведь сегодня рядовой гражданин Украины не в состоянии покупать книги, выписывать газеты, журналы и на этом фоне возросла роль библиотек, особенно в сельской местности.

- Для нормального функционирования культуры недостаточно подвижников, которые вопреки всему делают свое дело. Для этого необходимо, чтобы заработали законопроекты, касающиеся культуры в комплексе государственного законодательства, - тогда мы сможем говорить о полнокровном функционировании не только культурно-просветительской инфраструктуры, а и национальной культуры. Когда же, по-вашему, придет это время?

- Боюсь, что на ваш вопрос сегодня не ответит никто. Потому что наработанные нами проекты законов сегодня не принимаются. Абсолютно все подчинено тому, чтобы уменьшить нагрузку на бюджет.

- На каком уровне они блокируются?

- Если я скажу на уровне Верховной Рады... Выступает перед нами председатель комиссии Верховной Рады по вопросам культуры и духовности М.Косив и говорит: «Мы не можем это пропустить. Не потому, что не хотим». Выступают другие члены комиссии: «Мы не блокируем, еще время не пришло». На мой взгляд, наиболее актуальным на сегодня является принятие закона о льготном налогообложении учреждений культуры. Остается надеяться, что если не эта Верховная Рада, то следующая примет его. Уверен, что после этого через небольшой срок многое сдвинется с мертвой точки. Знаю одно: сберечь культуру означает сберечь державу.

* * *

Дочка моей сотрудницы, о которой писала в начале статьи, продолжит занятия бальными танцами (я об этом узнала пару дней назад). Правда, не рядом с домом в специально оборудованном зале. Дети со старой Дарницы будут ездить на Харьковский массив. В одной из общеобразовательных школ им выделили актовый зал. Хотя пока неизвестно какой. Ну что же, придет сентябрь - узнают. Звено в инфраструктуре сохранилось...