UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗОВ ЧЕРНОГО КВАДРАТА

Боящимся темноты этот спектакль посещать не рекомендуется. А вот тех, кто любит поразмышлять, пофилософствовать в тишине и темноте — милости просим...

Автор: Алла Быстрова

Боящимся темноты этот спектакль посещать не рекомендуется. А вот тех, кто любит поразмышлять, пофилософствовать в тишине и темноте — милости просим. Художественный руководитель Киевского театра «Золотые Ворота» засл. деят. искусств Украины Валерий Пацунов осуществил смелый творческий эксперимент и на сцене другого киевского театра — Молодого: поставил моноспектакль «Черный квадрат» М.Розовского (реж.-ассистент Андрей Лелюх). В этом спектакле не приходится говорить ни о сценографии, ни о костюмах, в общем-то ни о чем-либо визуальном, так как идет он в совершенной темноте, и зрители только слышат, а не видят исполнение (нар. арт. Украины Валерия Шептекита). Сложно работать актеру, непросто воспринимать действие зрителям. Обеим сторонам требуется собственная фантазия на более высоком уровне, чем это необходимо при восприятии традиционной драматургии. Проще всего сравнить этот спектакль с радиотеатром. Но в нем есть главное, отличительное, чего нет в пространстве радиоволн: спектакль вибрирует живой энергетикой актера, оказывается, что в темноте биополе становится ощутимей во много раз. Режиссеру свойственно стремление к метафоричности на сцене. В этом спектакле он пытается создать метафорические образы посредством текста. Вместе с актером режиссер хочет понять, как можно играть без света. В цепи вопросов ясен один ответ: в темноте зал держать сможет только актер с мощной энергетикой, влиятельным биополем. Не случайно, очевидно, выбор пал на В.Шептекиту, актера, способному влиять на зрителя. В «Черном квадрате» он включает всю палитру голосового диапазона, только голосом и нюансами его звучания создавая образ человека, углубившегося в созерцание черного квадрата и оказавшегося втянутым в это кромешно-черное пространство.

Актер стремится подойти к моменту наивысшего сосредоточения, в темноте обостряются все чувства, ощущения и, как ни парадоксально, проясняются многие вещи. Возможно, только в темноте лучше всего вслушаешься в себя. Воспринимая рассказ персонажа как попытку разобраться в себе, зритель невольно оказывается в черном квадрате вслед за актером и наедине с собой. Параллели и ассоциации текста рождают интересный эффект: слушая слова, не отвлекаясь на другие эмоциональные раздражители, зритель сосредотачивается на их преломлении в собственной интерпретации. Возникает возможность проверить себя на силу воображения, на полет фантазии, умение ощутить величие темноты.

Создатели спектакля интуитивно и осознанно нащупали в темноте верный путь. Именно в черном квадрате могут проступить очертания внутреннего света. Поэтому зрители пусть не боятся откликнуться на зов черного квадрата.