UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зоряна Кушплер: украинская звезда на венской сцене

В начале сентября в австрийском городе Грац в большом гала-концерте встретятся всемирно известный тенор Хосе Каррерас и украинская певица Зоряна Кушплер. Зоряна - обладательница прекрасного меццо-сопрано, солистка Венской оперы, на сцене которой работает уже десять лет. До весны этого года она никогда не выступала на отечественных сценах. Ее дебюты на территории Украины стартовали в апреле в Киеве.

Автор: Ольга Кизлова

В начале сентября в австрийском городе Грац в большом гала-концерте встретятся всемирно известный тенор Хосе Каррерас и украинская певица Зоряна Кушплер.

Зоряна - обладательница прекрасного меццо-сопрано, солистка Венской оперы, на сцене которой работает уже десять лет. До весны этого года она никогда не выступала на отечественных сценах. Ее дебюты на территории Украины стартовали в апреле в Киеве.

- Госпожа Кушплер, вы - дочь прославленного украинского оперного певца. Любители оперы очень скорбят по Игорю Федоровичу Кушплеру, преждевременно погибшему четыре года назад в автокатастрофе... Какие отцовские установки помогают вам в работе?

- Папу всегда помню. Он со мной и на сцене, и вне ее. Всегда думаю: что отец сказал бы по тому или иному поводу, как отреагировал, какой дал бы совет… И так будет всю жизнь.

- Возможно, хотите продолжить преподавательскую династию, работать с учениками в Вене?

- Мне от отца досталась способность к преподавательской работе, я ее очень люблю. Частным образом преподаю студентам. А вскоре, с 16 по 26 августа, буду давать мастер-классы в Wiener Musikseminar (Международные музыкальные семинары в Вене. - О.К.). Думаю, в перспективе преподавательская работа станет одной из форм моей самореализации.

- В Венской опере в разное время выступали знаменитые украинки. А насколько этот театр ваш?

- Можно сказать, что я выросла во Львовском театре, но никогда в нем не пела. Только раз - на выпускном экзамене в оперной студии. А вот в Венской опере отработала уже десять лет, сыграла на ее сцене свыше 400 спектаклей.

- Вы учились после Львова в Гамбурге. С большой симпатией отношусь к режиссерским поискам в тамошних постановках классических партитур. Расскажите о вашем отношении к современной режиссуре.

- Очень положительное. Опера должна развиваться, и один из путей ее развития - именно режиссура. Есть спектакли, решенные очень интересно. Порой певцам бывает трудно справиться с режиссерскими задачами. Мне, к счастью, переступать через себя пока не приходилось, поэтому не знаю, как поступила бы в подобной ситуации. Но я за современность, эксперименты. Опера сегодня должна выживать, ведь этот традиционный жанр очень "перебивают" мюзиклы, рок-оперы, поп-музыка. Опера - это живой звук без усилений. А публика так настроена и привыкла к усилителям, что перестает реагировать на естественные хрупкие звучания. И если молодежь придет слушать классический спектакль, где все - костюмы, движения - остается на уровне 50–60-х годов прошлого века, мы ее не привлечем.

- С кем из известных оперных режиссеров вы сотрудничали в Вене и на других сценах?

- Отто Шенк, Петер Конвичный, Лев Додин, Юрген Флимм. В Вену часто приглашают известных режиссеров.

- Сколько премьер ставит театр на протяжении сезона? В каких последних премьерах вы поете?

- Каждый год в Staatsoper Wien обязательно показывают пять оперных премьер (две - для детей) и несколько балетов. Среди репертуарных спектаклей, в которых я принимаю участие, назову "Силу судьбы" (партия Прециозиллы), "Пиковую даму" (Полина и Миловзор), "Евгения Онегина" (Ольга), "Мадам Баттерфляй" (Сузуки), "Бал-маскарад" (Ульрика), "Набукко" (Фенена), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (Магдалена), "Летучая мышь" (принц Орловский) и многие другие. Мой репертуар насчитывает более 50 оперных партий.

- На какие сцены мира и Украины вы выходили?

- Карнеги-Холл (Нью-Йорк), Альберт-Холл (Лондон), Прага, Мадрид, Кельн, Париж, Грац, Берн, Шанхай, Сеул, Тайвань, Сингапур, Токио, Иокогама. В Украине в апреле этого года спела Кармен по приглашению Национальной оперы. После чего мне позвонили из Одессы, где я также выступила.

- Оперный мир на постсоветских территориях - это часто жесткая конкуренция, на роль бывают назначены по четыре солиста, которые ждут своего шанса выйти на сцену. Артисты зависят и от тех, кто их приглашает или нет на зарубежные гастроли. Как с этим в Европе?

- Я не думаю о конкуренции. Просто самосовершенствуюсь, занимаюсь своим голосом и, выходя на сцену, думаю о роли и о надлежащем уровне исполнения. К тому же в Венской опере идет пятьдесят четыре наименования спектаклей за сезон. Поэтому всем штатным певцам работы более чем хватает! Не спел одну роль - будешь петь другую.

- Кто из коллег "наиболее удобен" вам, приятен, с кем комфортно на сцене?

- Мне повезло работать рядом с величайшими современными оперными звездами. Мои партнеры на сцене - такие выдающиеся певцы, как Ролландо Вилласон, Агнес Бальца, Томас Хемпсон, Самуэл Рэме, Анна Нетребко, Эдита Груберова, Рамон Варгас, Роберто Алания, Хосе Кура, Пласидо Доминго, Пётр Бечала и прочие. Это замечательные профессионалы и люди, они всегда подскажут, посоветуют, пообщаются, поддержат. Многие из них дают консультации своим молодым коллегам бесплатно. Мне даже трудно кого-либо выделить. Ну, например, несколько раз выступала с Пласидо Доминго. Мы с ним "на ты", он всегда спрашивает меня о маленьком сыне. Пела также под руководством Сейдзи Озавы, Рене Якобса, Кристофа Эшенбаха, сэра Нэвила Мерринера, Франца Вельзера-Мёста, Зубина Меты, Кристиана Тилеманна и других известных маэстро.

- Ваша сестра Елена живет в Германии, она - известная в Европе пианистка. Часто ли выступаете вместе? Что исполняете? У вас большой камерный репертуар?

- Несколько дней назад у нас был с ней сольный концерт на музыкальном фестивале в Stadttheater Gmunden (Гмунден - курортный город в Австрии. - О.К.). Исполняли произведения Сергея Рахманинова, Рихарда Вагнера, испанских композиторов Энрике Гранадоса и Хоакина Родриго. К величайшему сожалению, поскольку у меня большая загруженность в театре, а Елена играет в фортепьянном трио и квартете, у нее много концертов, мы нечасто с ней выступаем вместе. Хотя родственная близость (сестры Кушплер - близнецы. - О.К.) делает наши выступления выдающимися для нас, мы очень чувствуем друг друга. Она в музыке "дышит" вместе со мной, и это чрезвычайно комфортно. Получаем огромное удовольствие от сотрудничества. Готовимся к записи уже третьего компакт-диска, так что наше сотрудничество, вопреки большой занятости, все же плодотворное.

- Как складывается ваш рабочий день? Успеваете общаться с маленьким сыном, мужем?

- Конечно, хочется, как говорят, не сбавлять оборотов на работе и одновременно уделять достаточно внимания сыну и мужу, а это непросто. Поэтому первый год, когда вышла на сцену после рождения ребенка, был для меня не из легких. Сейчас сынишке уже полтора года. А возобновила работу, когда ему не было и восьми месяцев. Я очень счастлива, что у меня есть ребенок, что переживаю эмоции, которых до того даже не представляла.

- Расскажите интересные эпизоды из вашей творческой жизни.

- Это, например, когда тебе звонят в двенадцать дня и говорят, что вечером ты должна петь Кармен или в опере "Набукко". Или в шестнадцать - дескать, вечером поешь "Свадьбу Фигаро" Моцарта. Адреналин зашкаливает, но я ужасно люблю "запрыгивать" в спектакли. Не поверите - в прошлом году мне в три часа дня позвонили, говорят, что заболела певица, которая должна была принимать участие в концерте к сорокалетию творческой деятельности Хосе Каррераса. Надо было исполнять с ним дуэт, которого я на тот момент не знала. Я попросила переслать ноты, и через несколько минут получила их по электронной почте. Посмотрела, нашла произведение на Youtubе, послушала запись. Мотив оказался очень легким, а французский язык я знаю так, что пою без ошибок. Только поинтересовалась, можно ли будет исполнять по нотам, и… в пять часов уже стояла на репетиции.

Каррерас был мне очень признателен. Мы выступили дуэтом, я спела еще две арии, и все вышло прекрасно. И вот теперь маэстро пригласил меня петь 10 сентября в большом гала-концерте в Граце. На сцене будем только мы и оркестр. Для оперного исполнителя имеет значение уверенность в своих силах, мобильность. Должны быть серьезное образование, быстрая читка с листа, знание языков и, конечно, кураж. Когда выпадает такой шанс, не можешь им не воспользоваться. Я сказала: "Маэстро, для вас я спела бы еще и Царицу Ночи!" (смеется: партия из оперы Моцарта "Волшебная флейта" создана для совершенно другого по диапазону и тембру голоса. - О.К.). С Лучано Паваротти мне уже не пришлось работать, но шансом спеть с Доминго и Каррерасом воспользовалась с признательностью.

- Скажите несколько слов о вашей маме, она продолжает преподавать?

- Мама - мой жизненный ориентир. Это очень мудрая и умная женщина. Во Львове работает в музыкальной академии, много лет была деканом вокального и дирижерского факультетов. В прошлом году сложила эти обязанности - хочет больше внимания уделять семье. Вскоре мы вместе с ней, сыночком и мужем поедем отдыхать. Рождение моего мальчика - огромный подарок для нашей семьи, он очень похож на отца. И мы благодарны за него Богу.

Из досье

Зоряна Кушплер родилась во Львове, в семье прославленного баритона, солиста Львовской оперы, профессора, народного артиста Украины Игоря Кушплера. В 1993 года поступила во Львовскую национальную музыкальную академию им. Н.Лысенко на вокальный факультет (класс своего отца). С 1998-го продолжала обучение в Музыкальной академии Гамбурга (класс профессора Юдит Бекманн). В 2000-м получила І премию на конкурсе Баварского радио и телевидения (АРД) в Мюнхене. С тех пор началась ее интернациональная карьера. На фирме грамзаписи Capriccio и Wienerstaatsoper live вышли три диска певицы с произведениями Дмитрия Шостаковича в сопровождении Петерсен Квартета, общий диск с сестрой Еленой Кушплер, опера "Фауст" Шарля Гуно и трилогия "Кольцо нибелунгов" Рихарда Вагнера. Также у нее есть многочисленные записи на радио и телевидении стран Европы, Азии, Америки.