UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зоран Ферич, «Полапка Волта Діснея», литературное агентство «Піраміда»

Творчество хорватского писателя Зорана Ферича на родине обычно называют сенсационным и даже скандальным...

Автор: Светлана Самохина

Творчество хорватского писателя Зорана Ферича на родине обычно называют сенсационным и даже скандальным. Но в его рассказах, чуть ли не впервые переведенных на украинский язык (два рассказа Ферича были напечатаны в сборнике «Хорватська мозаїка» в 2006 году), смелым кажется разве что акцентирование на болезнях и физиологических процессах в организме человека. Истории, правда, часто приправлены жаргонизмами и нецензурной лексикой, но нашего читателя этим не удивишь: такая литература уже давно вышла из разряда эпатажной.

В сборнике рассказов «Полапка Волта Діснея» прослеживается определенное изменение настроения субъекта, от лица которого ведется рассказ: от наивного и чувствительного (Forma Amorfa, «Полапка Волта Діснея») до иронического («Симетрії дива») и откровенно циничного («Остров на Купі», «Ангел в офсайді», «Блюз для пані у червоні плями»). Одновременно в сборнике заметна взаимосвязанность персонажей: проститутка, в которую был влюблен главный герой рассказа Forma Amorfa, стала причиной его проверки на СПИД в «Блюзі для пані у червоні плями»... Девушка из компании развлекающихся около моря молодых людей в рассказе «Щелепи» будет иметь дочку, которую станут прятать в истории «Ангел в офсайді»... Таким образом после прочтения сборника создается впечатление, что его рассказы — это не отдельные истории, а главы единого романа. И этот роман из рассказов полон абсурдности, причудливости, странных случайностей. В нем интимные подробности человеческого организма и нелепые жизненные ситуации изображены, словно в шарже, немного преувеличенными и искривленными — так, чтобы на их примере можно было хорошо рассмотреть недостатки и болезни всего общества. Между тем все эти ситуации рассказаны с некоторой долей романтизма, судьбы персонажей вызывают грусть, а за жесткими концовками чувствуется сентиментальность. Поэтому творчество Ферича стоит называть не скандальной, а скорее мужской сентиментальной прозой.