UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗОНА СМЕХА ПОПЫТКА АНАЛИЗА ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ УКРАИНСКОЙ КАРИКАТУРЫ

«Пойди и убей двух пауков в моей спальне, я не хочу чтобы они меня пережили. Нет, не убивай их. Может, они будут помнить обо мне»...

Автор: Олег Смаль

«Пойди и убей двух пауков в моей спальне, я не хочу чтобы они меня пережили. Нет, не убивай их. Может, они будут помнить обо мне».

Э.Ионеско. «Король мертв»

Результатом одной из первых книгоиздательских попыток Иоганна Гутенберга был выпуск «Сивильих книг». Сивиллы — древнегреческие полуисторические-полумифические женщины-прорицательницы, пророчившие разнообразные катаклизмы, — стучали своими сухонькими старческими кулачками в правительственные двери. Они знали, когда взорвется Везувий, падет Троя, потеряет независимость Греция. Но им никто не верил. Сивиллы с горя жгли свои вещие книги...

Оценив изобретение книго- и газетопечатания, покровитель искусств Аполлон, передал часть прав на сивильи таланты карикатуристам.

За последние полтысячи лет эта категория художников и внутренне и внешне изменилась мало. Обычно эти не очень веселые, часто нелюдимые мастера режут гравюры, ковыряют литографский камень, рвут на клочки почти готовые работы. На их бороде, бывает, и на носу следы краски и туши. Они приближаются к истине. Истина эта печальна. Но когда люди смотрят на ее отражение в карикатуре, становится почему-то смешно. И жить становится немножко легче.

Отсчет украинской карикатуры, думаю, следует вести с растиражированного (еще не печатным способом) образа казака Мамая — нашего нетрезвого, ироничного, но всегда всесильного степного Супермена. Задолго до появления близкого родственника карикатуры — комикса, на наших просторах были распространены издания, абсолютно точно использовавшие принципы этого символа западной массовой культуры. Так называемая лубковая литература даже в своих названиях мало отличалась от современной жвачки для глаз: «Як кум Бандура чортяку піймав, та не втримав», «Розбійник Тарас Чорномор», «Пригоди отамана Урвана» и пр. С середины ХІХ в. карикатура постепенно начинает переходить в руки профессиональных художников. Рисунки, вполне соответствующие этому жанру, есть у Т.Шевченко и К.Трутовского. Естественно, отсутствие государственности позволяло украинской карикатуре развиваться лишь в русле культур российской и австро-венгерской империй и частично в рассеянной по миру эмигрантской среде. Австро-Венгрия оказалась менее жестокой к проявлениям украинских культурных устремлений. Поэтому неплохие образцы юмористической хорошо иллюстрированной прессы появились под крылом несчастливого императора Франца-Иосифа — «Дуля» (Львов, 1864), «Страхопуд» (Вена, 1863), «Сова» (Ужгород, 1871). Во Львове с 1888 по 1908 гг. выходило три юмористических издания под названием «Зеркало». Пионерами украинской карикатуры можно назвать К.Устияновича, Т.Романчука, Л.Турбацкого, Я.Струхманчука. В 1914—1920 гг. в т. н. стрелецкой карикатуре проявили себя О.Курилас и О.Сорохтей.

В России в начале ХХ в. издавалось более 250 юмористических журналов. Ошалевшие от дарованного революцией 1905 года суррогата свободы литераторы и карикатуристы радостно бросились добивать царскую империю. В Киеве появились (ненадолго) журналы «Шершень» (1906 г.), «Хрін» (1908 г.). В Харькове редактировал журнал «Бич» Аркадий Аверченко (это его В.Ленин назвал «озлобленным почти до умопомрачения белогвардейцем»), со временем объединивший лучших юмористов в петербургском журнале «Сатирикон», который в текстах и рисунках часто иронизировал над догматами истории Киевской Руси и Украины. Относительная свобода карикатуры быстро захлебнулась в тисках цензуры. Сатира стала то ли великодержавноурапатриотической, то ли ушла в подполье.

С высоты ХХІ века наши первые энтузиасты-державотворцы почему-то кажутся благороднее и умнее нынешних. Карикатуристы были иной точки зрения. Наши, несомненно, выдающиеся художники Анатоль Петрицкий, Георгий Нарбут видели и инфантильную беспомощность своих политиков, и фантасмагорическую жесткость пришлых.

Если в досоветские времена жанр карикатуры еще как-то плыл в русле мировых тенденций, то после того, как в одной шестой мира «к штыку приравняли перо», в этой области были проведены радикальные реформы.

В.Кудин (конец 80-х гг. ХХ в.)
Маскарад в Кремле. Эко (Эдвард Козак), конец 30-х гг. ХХ в.
Бегун Винниченко. Сашко (А.Довженко), середина 20-х гг. XX в.

Уже в 1918 году был организован «Революционный трибунал печати», быстро свернувший шею всей небольшевистской прессе. Кстати, в Киеве начинал свою (как кажется, вечную) карьеру патриарх советской карикатуры Борис Ефимов. В 2000 году он громко отметил свое столетие, не обращая внимания на тихую ненависть московских карикатуристов, не могущих простить патриарху избранную им позицию в период сталинских чисток 30-х годов. Не очень известно, хотя, несомненно, заслуживает более глубокого изучения созданное карикатуристом Сашком (будущим гениальным кинорежиссером Александром Довженко). Первую карикатуру он опубликовал в США в украинском журнале «Молот» в 1923 году. «Нет пророка в отечестве»... Относительная нэповская оттепель не могла продолжаться долго. Уже в 1927 году было издано постановление отдела печати ЦК ВКП(б) «О сатирико-юмористических журналах». Выстраивалась четкая система «зоны смеха». Определились темы, которые приказано эксплуатировать, другие — абсолютные табу. За критику действующих лидеров партии — смерть, за травлю «предателей народа» — Сталинская премия. Весь окружающий мир — враждебный и буржуазный. К нему ни малейшего снисхождения. Религию — уничтожить, кулака — уничтожить, капитализм — уничтожить. Даже абсолютно прокоммунистическое послереволюционное разнообразие прессы казалось лидерам партии неподконтрольным. Под лозунгом борьбы с параллелизмом была ликвидирована практически вся юмористическая пресса. Каждая советская республика получила право на один журнал. По образу и подобию российского «Крокодила» был клонирован выводок региональных пресмыкающихся. На руинах поголовно репрессированного «Червоного перця» в мае 1941 был создан «Перець». Сегодня легко бросать камни в этот журнал. Но там работали, хоть и подневольные, но все же замечательные художники К.Агнит, И.Александрович, Бе-Ша (Борис Шаповал), А.Василенко, В.Горбачев, С.Герасимчук, В.Гливенко, К.Заруба, В.Зелинский, А.Козюренко. Многих из этой когорты уже нет, кто-то эмигрировал, кто-то успешно работает до сих пор. И сейчас любопытно листать страницы старых «Перців». Возможно, это и кривое, но все же зеркало эпохи.

С начала шестидесятых украинский потребитель юмора начал понемногу знакомиться с образцами мировой карикатуры, и что ужасно — даже не соцлагерной. Рядом с политически благонадежным французом Ж.Эффелем и датчанином Х.Бидструпом появились, как правило, безымянные, карикатуры других художников, публиковавшиеся под рубрикой «Из зарубежного юмора». Украинские карикатуристы новой, так сказать, интеллектуально-философской космополитической генерации заметили, что и голова, и руки у них не хуже, чем у западных братьев по перу. Изумление и обиду на собственное государство вызывало то, что выдающиеся карикатуристы по ту сторону железного занавеса уважаемые и богатые люди. Эдвард Козак, выходец из Галиции, известный и в Европе, и в Америке, карикатурист Чарльз Шульц — один из богатейших деятелей шоу-бизнеса, сбивший капитал на своих веселых картинках. Черт возьми! Неужели мы не стоим славы и денег! И незаметно, с конца семидесятых, украинские (и прочие советские карикатуристы) протянули свои «щупальца» в зарубежный юмористический бизнес. Мир узнал о нас. Нет ни одного крупного музея карикатуры, где на видном месте не были бы выставлены работы украинских художников. КГБ, с грустью не находя признаков антисоветчины в философском юморе, прикрепила к карикатуристам персональных агентов. А неблагодарные карикатуристы не желали делиться с загнивающим социализмом ни славой, ни гонорарами.

Перед гибелью Советского Союза западные немцы, полностью потеряв уважение к полуживому монстру на ногах из красной глины, издали в ФРГ, пожалуй, впервые за всю тоталитарную историю СССР, собрание политической карикатуры, составленное исключительно из рисунков киевских альтернативных художников. В настоящее время уже прочно заняли свое место в украинской и мировой карикатуре В.Дружинин, О.Дергачев, А.Казанский, В.Казаневский, Ю.Кособукин, В.Кудин.

Уже десять лет украинские карикатуристы, как и прочие граждане, живут в независимом государстве. Мир изменился. Но, как всегда, и грустного, и веселого вокруг достаточно. Власть не любит правду. Так будет вечно. Настоящий карикатурист изображает только гиперболизированную истину. Так будет всегда. Никогда эти два полюса не приблизятся друг к другу.

Со взглядом карикатуристов на «независимость» любители веселого жанра смогут познакомиться на выставке (она откроется сначала в Шостке, а потом переедет в Киев). На ней будут представлены работы победителей международного конкурса карикатуры, посвященного 10-й годовщине независимости Украины.