UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЗОЛОТЫЕ ЛЬВЫ» СМОТРЯТ В СТОРОНУ РОССИИ

Старейшина в кинофестивальном ряду — Венецианский международный кинофестиваль отпраздновал в этом году свой шестидесятилетний юбилей...

Автор: Светлана Короткова

Старейшина в кинофестивальном ряду — Венецианский международный кинофестиваль отпраздновал в этом году свой шестидесятилетний юбилей. Правда, родился он в 1932 году, при диктатуре Муссолини. Тогда же советское кино имело в Венеции беспрецедентный успех. Но были годы — времена левого анархизма — когда фестивали не проводились.

На Венецианском кинобиеннале рыночные принципы уступают первое место традиционной приверженности к арткино. Что не мешает кинодивам и киноплейбоям первой величины стремиться в это время года в Венецию.

Начнем с того, что фестиваль открывался новой работой знаменитого философа кинолюбви Вуди Алена. А актерский десант в Венеции блистал своими звездными именами: Катрин-Зета Джонс и Сильвестр Сталлоне, Николь Кидман и Джон Малкович, Катрин Денев и Антонио Бандерас.

Самым почтенным участником конкурсного показа стал 94-летний Мануэль де Оливейра («Говорящая картина»). Фаворитом состязания, по общему мнению, был японец Такеши Китано (Затойчи»), которому Венеция в свое время подарила мировую славу за фильм «Фейерверк». В марафоне за «Золотым львом» участвовали также тайванец Цай Миь-Лян («Здравствуй, отель «Дракон»), француз Жан Дуайон («Райя»), немка Маргарет фон Тротта («Розенштрассе»), израильтянин Амос Гитай («Алила»), британец Майкл Уинтерботт («Код 46») и ветеран — итальянец Марко Беллоккио («Здравствуй, ночь»). В фестивале, но вне конкурса, участвовали Ридли Скотт и Бернардо Бертолуччи, Джоэл Коэн и Роберт Родригес.

Но хитом программы стал дебют российского режиссера Андрея Звягинцева «Возвращение» — нехитрая история неполной семьи, где два брата обрели отца после его двенадцатилетнего отсутствия. Картина эта получила сразу двух «Золотых львов» — главного и за лучший дебют. Это произошло впервые в истории Венецианского фестиваля. Главные же призы до Звянгинцева из россиян получали: Андрей Тарковский («Иваново детство») и Никита Михалков («Урга»).

Марко Беллоккио, по его собственному мнению, недооценили — он получил лишь приз за лучший сценарий («Здравствуй, ночь»). Такеши Китано признали лучшим из режиссеров («Затойчи»). А приз за исполнение лучших ролей получили актриса Катя Риман, исполнившая главную роль в фильме Маргерет фон Тротта «Розенштрассе» и Шон Пенн.

В прошлом году, после приличного перерыва, российское кино «выбросило» мощный десант на Венецианский фестиваль, вызвав к себе новый всплеск интереса и собрав немалое количество наград. Это была заявка на то, что в соседней с нами стране кинопроцесс пошел в нормальном рабочем режиме. Юбилейная Венеция еще раз показала, насколько серьезно российское государство и продюсеры, которые руководят успешными телекомпаниями, относятся к производству кино. Во-первых, на прошедшем фестивале, кроме триумфального «Возвращения», почетного упоминания удостоился показанный в конкурсе дебютов фильм Алексея Германа-младшего «Последний поезд», а «Серебряного льва» в конкурсе короткометражного кино была удостоена российско-азербайджанская лента Мурада Ибрагимбекова «Нефть». Во-вторых, продюсером фильма Андрея Звягинцева выступал Дмитрий Лесневский, руководитель REN TV. В-третьих, бурно развивающаяся киноиндустрия, столь необходимая державе для воспитания и поддержания идеологического настроя масс, сделала абсолютно беспроигрышную ставку на молодые творческие силы. Результаты — налицо.

Жалко и стыдно на этом фоне выглядит национальный кинопроцесс. Ведь в Украине до сих пор недопоняты перспективы, которые открывает в плане воспитания национального самосознания культура, в частности кино. Уважаемые некогда старейшины от кино, используя все дозволенные, а часто и недозволенные методы, цепляются за призрачную перспективу остаться у руля почти бездыханной сегодня украинской кинематографии. Пламенные речи сменяются взаимными оскорблениями и неадекватными действиями высшего руководства. Пишутся сомнительного свойства письма, собираются совещания, собрания и пресс-конференции, просиживаются штаны в кабинетах Минкульта. Страна готовится к выборам, кино ей ни к чему. Производство его заморожено в ожидании финансирования, а молодежный проект, пусть не безупречный, но дающий здоровую среду обитания творческой молодежи, судя по всему, погибнет не начавшись. Разве что его лидеры обратятся к третьим странам. Но даже в случае проявленного с их стороны интереса к отдельным пунктам этого проекта и воплощения их на пленке, это будет уже не украинское кино.