UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЗОЛОТЫЕ ЛЬВЫ» ЛЬВОВА

В начале ноября во Львове стояла дивная погода. Сквер рядом с театром «Воскресение» был золотым. Золото под ногами и над головой...

Автор: Лариса Гненная

В начале ноября во Львове стояла дивная погода. Сквер рядом с театром «Воскресение» был золотым. Золото под ногами и над головой. Каждый переход из гостиницы в театр, из театра на выставку, каждый проход по городу доставлял наслаждение. Что-то витало в воздухе - неуловимое, таинственное и праздничное. Львов восторгал. Он был возвышенно театрален…

Первый фестиваль «Золотой лев» проводился во Львове в 1989 году. Это был фестиваль творческой молодежи театров Украины. Его предполагалось проводить в разных городах Украины, но Ярослав Федоришин - главный режиссер львовского духовного театра «Воскресение» проявил инициативу и в 1992 году провел второй молодежный фестиваль. В помещении Львовского оперного театра играл «Лолиту» Московский театр Романа Виктюка - это был первый приезд театра в Украину, в город, где начиналась режиссерская деятельность маэстро. Донатас Банионис представлял спектакли Паневежисского театра. Это были гости. Радовали и хозяева - возрастающим мастерством - театр Владимира Кучинского, яркими творческими индивидуальностями - Оксана и Владимир Маляренко, актерским профессионализмом - юные студийцы театра «Коло» Александра Кочнева.

Третий «Золотой лев» обрел новый статус, стал первым международным, собрав территориально близких - рукой подать! - поляков и немцев с далекими, но привычно родными якутами и туркменами.

За 10 дней фестиваля было показано 64 спектакля 34 театров. Украина представила на этом фестивале 23 спектакля 20 театров.

Жюри как такового на фестивале не было. Но были призы - львы в мастерском исполнении львовских стеклодувов: и разделить их собрались в последний фестивальный день хозяева и гости, театроведы и журналисты, студенты и профессора. Спорили, настаивали, отстаивали. Б общем было все коллегиально.

Львов было восемь. Это и решило количество лучших спектаклей.

Один из львов достался театру «Воскресение» - в день открытия фестиваля они показали премьеру спектакля «Початок жаху» - инсценировку одноименной повести Валерия Шевчука. При всех просчетах инсценировки театр все же окунулся в философскую глубину произведения гениального украинского писателя. Спектакль продемонстрировал возросшее мастерство актеров театра «Воскресение» (исполнителя главной роли Юрия Глушука отметили за лучшее исполнение мужской роли) и заложил еще один камень в фундамент возникновения в Украине философского театра.

В лауреатах каждой номинации присутствовали представители Львовского молодежного театра имени Леся Курбаса. Льва театр получил за спектакли «Забавы для Фауста» (третья сценическая версия театра романа Федора Достоевского «Преступление и наказание») и «Благодарный Еродий» по Григорию Сковороде.

Владимир Кучинский получил награду за режиссуру этих спектаклей.

Отмечен и Александр Оверчук - сценограф «Забав для Фауста».

Самым лучшим актером фестиваля стал Олег Драч - исполнитель роли Свидригайлова в этом спектакле.

Если успех театра Кучинского можно было предвидеть - «Забавы для Фауста» получили высокую оценку на двух международных фестивалях, то успех спектакля «Гроші» харьковского театра «Березіль» был для многих приятной неожиданностью. Предопределил успех режиссер спектакля Николай Яремкив. Мастерство режиссера сказалось в точном до остроты выборе жанра спектакля, в способности создать актерский, ансамбль, в умении добиться свежести звучания хрестоматийного текста. Отмеченный жюри за лучшую режиссуру, соединив традиции курбасовскогр «Березілля» и школу Анатолия Васильева, Николай Яремкив увез льва в Харьков.

А четвертый лев уехал в Берегово. Его увез туда Атила Виднянский - режиссер венгерского театра, созданного в Украине всего полтора года назад. Последний институтский спектакль венгерского курса Киевского театрального института «Сон в летнюю ночь» Шекспира стал первым спектаклем вновь созданного театра. Кроме спектакля «В ожидании Годо» С.Беккета, отмеченного львом, Атила увез с собой приглашение в Киев на фестиваль 1995 года.

На киевские театры львов не хватило. Но киевляне выглядели на фестивале достойно.

Обладатель двух «Киевских пекторалей» (театральных ежегодных премий) Андрей Александрович был отмечен за лучшую сценографию в спектакле «Ни с тобой, ни без тебя» М.Дюра режиссера Станислава Моисеева в частном театре «Браво» Любови Титаренко,

Спектакль «Бельведер» Анатолия Дяченко был создан в театре «Бенефис», На фестивале его представлял Центр современной драматургии Анатолия Дяченко, Молодой режиссер Константин Степанков-Волощук занял в спектакле двух известных актрис - Аду Роговцеву и Нину Шаралапову.

Роговцева удивляла, являя новые грани своего таланта. Шаралапова поражала. Ее талант - мощный и стихийный - раздвинул возрастные рамки молодежного фестиваля. Присуждение ей приза за лучшее исполнение женской роли ни у кого не вызывало ни сомнений, ни возражений. И было обидно, что за долгие годы работы в театре им.Леси Украинки лишь 3-4 роли были достойны ее таланта. И в очередной раз вспоминались японцы с их титулом - «актер - национальное сокровище», и становилось горько от того, как пренебрежительно относимся к своим сокровищам мы.

Приз «За лучший актерский дуэт фестиваля» не предполагался. Его ввела дирекция фестиваля после творческого вечера актеров Тараса Оглоблина и Нины Мартиросовой. На этом вечере Тарас исполнял свои песни, являя целый ряд талантов - актера, композитора, певца, автора стихотворений. А Нина ему помогала. Актерскую тусовку редко что приводит в восторг, и еще реже она бывает в своем восторге единодушна.

В конце концов должны же быть на фестивале открытия и неожиданности. Таким открытием и стал блистательный дуэт молодых актеров, существующих сегодня по ряду причин вне театра.

Были ли на «Золотом льве» недостатки? Конечно, были. Была перенасыщенность театральной программы, было по 6 спектаклей в день, из них 4 шли параллельно. Из-за этой перенасыщенности оказалось, что самый молодежный и экспериментальный спектакль «Мистер Сковорода» Ярослава Верещака, представленный Харьковской молодежной группой, не видел почти никто!

На многие спектакли попасть было почти невозможно - они шли в очень маленьких залах. На спектакль немецкого театра «Мамо данс сиете» в первый день не попали даже директор «Золотого Льва» Ярослав Федоришин и мэтр режиссуры Роман Виктюк - это не вымысел фестивального бюллетеня, это суровая фестивальная реальность.

И все же каков театр в сегодняшней возрождающейся Украине?

Мир спасает красота, а нацию - культура. Возродится ли Украина при таком отношении государства и власти к культуре, когда финансируется культура по-прежнему по остаточному принципу, где творческие коллективы с мировым именем выбрасываются просто на улицу (на этот раз речь о львовских коллективах), где театральные фестивали государство финансирует в лучшем случае, четверть сметы, и оттуда по-прежнему продолжается отток творческих кадров?

А может, и возродится, если есть такие люди, как Ярослав Федоришин, который вследствие очередного витка цен вынужден был заложить имущество своего театра. Или Сергей Проскурня, который проводит свои фестивали большей частью в долг, которому и закладывать-то нечего...

Вечер раздачи львов получился очень торжественным, но фестиваль заканчивался. Становилось грустно.

И Львов загрустил, стал хмурым, заплакал и даже как-то постарел. На целый театральный фестиваль.