В центре Трускавца, на Майдане Кобзаря, находится музей народного художника Украины Михаила Биласа. Это деревенский трехэтажный дом, украшенный резным орнаментом, который привлекает внимание оригинальным внешним видом. Но отличается музей не только своей внешностью. Своеобразность, а возможно, даже уникальность его в том, что открыт он при жизни художника. Михаил Билас живет и работает в Трускавце, и экспонаты музея пополняются не из хранилищ, а из творческой мастерской художника.
Впрочем, какая же это мастерская? Обычный одноэтажный дом под зеленой крышей на окраине города. Отсюда открывается панорама Карпат, их живописные склоны, покрытые вечнозелеными соснами. Около дома много цветов. А мастерская, где ткацкий станок, в комнате: здесь и стол, накрытый вышитыми скатертями, и стулья для гостей.
- В этой комнате, - говорит художник, - я сделал четыре персональных выставки. Тесно, но я не жалуюсь, на судьбу не сетую. Что имею? Пенсию, как и все - два миллиона с хвостиком. Богатства не накопил. Когда-то, правда, Косивский музей купил у меня одну выставку за полцены: 65 тысяч так и лежат на сберкнижке. Какой от них толк? Михаил Билас недавно разменял восьмой десяток. Он подвижен и бодр. Рассказывая, то и дело вскакивает с места, чтобы показать свой новый эскиз или посмотреть, не вскипела ли на кухне вода. («Сейчас кофе будет» - доносится его голос оттуда.)
Жизнь так сложилась, что живет один и сам ведет свое хозяйство, ухаживает за живностью. В доме собака неопределенной породы, которая громко лает, но не кусает, да кошка, с четырьмя котятами. Работницы музея рассказывали: пан Михась - искусный повар, все умеет готовить - от борща до торта. К кофе он подал вкусный творожный торт («Вчера гостей принимал. А вообще времени на стряпню не хватает: выпил кофе - и за работу»).
Он будто заражен творческой энергией, вечно спешит. «У меня столько замыслов, что двух жизней не хватит, чтобы их осуществить». Все у него подчинено работе. Трудится, как каторжный. Пол около ткацкого станка вытоптан до белизны. Сейчас в станке - центральная часть триптиха «Бойковская свадьба». Уже три месяца работает над этим гобеленом. Мучительно долго подбирает цвета, пряжу. В центре гобелена сидят старые мать и отец, а рядом молодая пара и женщины, поющие жалобные свадебные песни. Показывает эскизы боковых гобеленов: «Музыки» и «Танцы».
- Центральный гобелен уже закончен, - говорит художник. - В пятницу буду ткать «Музыки». Все работы начинаю в этот день - не в понедельник, не во вторник, а только в пятницу.
В музее экспонируются гобелены, вышитые скатерти, гуцульские вереты, аппликации, ковры, салфетки, рушники, покрывала, панно. Все это в единственном экземпляре. И сделано одними руками: от эскизов, подбора пряжи, крашения ниток - художник полагается только на свое чутье.
Он очень требователен к подбору красок. Даже если борщ готовит, думает, чтобы цветовая гамма соответствовала вкусовым качествам.
Художник любит красные цвета, или, как он говорит, цвета крови. Хотя ее вида - не выносит, любое насилие ему претит. Красный цвет доминирует на гобеленах «Князья», «Кумовья», «Наречени».
В золотистых тонах исполнены гобелены «Хлеб наш насущный», «Солнечное половодье».
Небезразличен художник и к голубым, нежно-фиолетовым краскам, отражающим вечернее небо, горную дымку.
Вообще, в природе цветов очень много, подчеркивает мастер. Нет одного черного или белого. Есть белые холодные, с фиолетово-синим налетом, а есть тепло-белые с желтым оттенком. Есть черный-«вороново крыло», а есть и черный с гнилизной...
Сам художник убелен сединой. Но не годы посеребрили его голову, коротко остриженные, как у Хемингуэя, усы и бороду. Он поседел от горя, когда приехал в родное село и увидел на смертном одре свою мать.
Он был уже взрослым, знал, что все смертны. Но душа не воспринимала вида мертвой матери. Он страшно закричал, не помня себя, и поседел в один миг.
Мать для него была всем. Она открыла ему путь к творчеству, четырехлетним мальчиком научила его вышивать.
- Я рос, каждую минуту ощущая на себе огромную материнскую любовь. И когда был уже взрослым, радовался каждой встрече, благодаря за еду, всегда целовал ей руку. Все в человеке - от мамы...
У него много произведений, посвященных матери: «Бойковская мадонна», «Лебеди материнства», «Вечерняя молитва»... Около этих гобеленов задерживаются экскурсанты, очарованные гимном материнству. Билас долго искал свой путь в искусстве, он - художник от Бога. Но где проявится его талант, что мать дала? После гимназии учился в хореографической студии при Дрогобычском драматическом театре и неплохо танцевал. Потом учился по классу вокала во Львовском музучилище - и тоже проявил хорошие артистические данные.
И только в 28-летнем возрасте решил поступить во Львовский институт декоративно-прикладного искусства. Первая попытка оказалась неудачной. На вступительных экзаменах рисовал впервые с натуры и по всем работам получил «двойки».
Но он уже точно знал, чего хотел. Дальше - учеба в училище прикладного искусства им.Труша. Его приняли сразу на второй курс, как человека, имеющего гуманитарное образование. Здесь он увидел впервые ткацкий станок и буквально заболел ткачеством. Уже первые его ковры пошли на выставки. И ткал, ткал, даже на каникулах.
Училище бросил сам. Его лишили повышенной стипендии в наказание за то, что не посещал все занятия. А был он парень самолюбивый с амбициями. Прочитал приказ на доске объявлений, развернулся - и с тех пор в училище ни ногой.
Повторно поступать в институт - поздно, экзамены заканчивались. Поехал в Киев, в Министерство культуры со своими работами. Там наложили резолюцию: «В случае отсева принять студентом первого курса».
Все-таки есть Бог! В феврале один студент с текстильного факультета берет академотпуск, а Билас сдает сразу десять экзаменов - девять на «отлично» - и из вольного слушателя становится студентом института прикладного и декоративного искусства.
Зато окончание института было шумным. О том, как Билас защищал дипломную работу, в академии искусств (ныне так называется это учебное заведение) рассказывают до сих пор. Да и сам художник не прочь вспомнить при случае эту историю: «Я сделал сразу несколько дипломных работ. Для меня, казалось, границ не существовало. Дипломник должен был предоставить работу в материале и эскиз. Я привез на грузовой машине три работы в материале и все эскизы. Защищался более пяти часов...»
Михаил Билас - ткач, вышивальщик, живописец, график, но прежде всего народный мастер.
Он многие годы изучал орнаменты бойковских и гуцульских вышивок, писанок, их коды, символы, знаки, систему цветов, специфику размещения линий. Через символы и цвета раскрывает психологию народностей, живущих в Прикарпатье: бойков, гуцулов, лемков.
Основное место работы художника - за ткацким станком. Он мастер разных видов ткачества: ковров, гобеленов, мини-гобеленов. Используя возможности ворсистых тканей, создал более 300 произведений. Он их не продает, не рассеивает по свету. Хочет, чтобы хранились если не в одном, то хотя бы в нескольких местах: в Трускавце, Коломые, Львове.
- Когда-то одна женщина на всесоюзном (был такой) художественном совете, рассматривая мои эскизы, сказала: «С вашими способностями вы будете деньги лопатой грести». В трудную минуту не раз вспоминаю эти слова. У меня никогда не было денег, хотя работаю тяжело. Впрочем, у какого художника есть деньги? Лично в них не нуждаюсь. Но хочется издать хороший красочный буклет, отпечатать нормальные афиши, чтобы показать наше творчество за границей. Это лицо нации, лицо народа. Я сейчас как красивая, но бедная девушка: все восхищаются, ухаживают, а замуж не берут. Так и с моими произведениями. Хотят их представить миру, но выделить на это средства некому.
Нынешняя бурная общественная жизнь не увлекает художника. И людей он не делит по политической принадлежности. У него один критерий человеческих качеств: или лентяй, или трудолюбив. Каждому человеку Бог что-то дал, считает художник.
- Когда Леонид Кучма во время отдыха в Трускавце осмотрел музей, - рассказывает Билас, - он заметил: «У вас талант от Бога». А я отвечаю: «Президентом тоже нельзя стать без Божьей искры». А когда мы попрощались, около музея его обступили люди. Спрашивают Президента: «Когда жить лучше будем?» А он отвечает: «Когда будем работать, как Билас». Человек я не очень честолюбивый, но приятно, что Президент так быстро понял смысл моей жизни. Обычная человеческая жизнь с ее радостями прошла мимо меня. Но я хорошо знаю, что такое работа. Она дает мне радость. Я творчески работаю 36 лет. Бесконечно, изо дня в день. У каждого художника за «золотым веком» идет спад. У меня, слава Богу, еще нет спада. У меня длится «золотой век»...