UA / RU
Поддержать ZN.ua

Золотой талант Одессы

Не беда, что родился Михаил Рева в крымской Керчи, учился в Санкт-Петербургской академии декоратив...

Автор: Мария Гудыма

Не беда, что родился Михаил Рева в крымской Керчи, учился в Санкт-Петербургской академии декоративно-прикладного искусства и дизайна, практиковался в Римской академии искусств — талант его наш, одесский, и правом именоваться одесситом он обладает с большими на то основаниями, нежели многие и многие его коллеги. Стоит посетить юбилейную выставку, посвященную двадцатилетию творческой деятельности и сорокапятилетию со дня рождения, развернувшуюся в эти дни в трех залах Одесского музея западного и восточного искусства, чтобы прикоснуться к солнечному дару, которым отмечены графические и скульптурные работы, фотографии ювелирных изделий, архитектурных и дизайнерских проектов.

Знаете, что на этом вернисаже может таки да не понравиться? Что все эти прекрасные фонтаны, монументы и скульптуры либо еще не воплощены вообще, либо стоят где угодно, от Амстердама до Чикаго, только не у нас, в Одессе. Ветшает вместе с Воронцовским дворцом фонтан «Источник», установленный Михаилом Ревой к двухсотлетию Южной Пальмиры.
Порывы морского ветра окислили и зачернили как саму монументальную скульптуру «Золотое дитя» Эрнста Неизвестного, так и барельефы «Четыре стороны света», созданные к ней опять-таки Михаилом. К счастью, в порядке бронзовый «Ангел милосердия», установленный над входом в Центр реабилитации детей-инвалидов, и «Двенадцатый стул» в Городском саду. А теперь задумайтесь: сколько за последние годы установлено в городе памятников и прочих сооружений, получивших от одесситов всевозможные язвительные прозвища (к примеру, «Щелкунчик», он же «Гробокопатель», «Вера Голодная», «Морячка, бросающая сына в море», «Памятник жеребцу» и так далее и тому подобное)? И не престижнее ли было бы Одессе иметь на своих улицах «побольше Ревы»? А то ведь возьмет да и укатит, не ровен час, туда, где Мишу по достоинству ценят и все его фантазии, вдохновленные бессмертными Пикассо, Браком, Дали, Дюшаном (высокие образцы — высокий стиль), будьте уверены, с восторгом осуществят в бронзе, камне, хрустале…

Другой бы на его месте нещадно пиарил самого себя, на каждом углу кричал о призах и приглашениях на международные фестивали искусств, но только не Михаил Рева.
Ему некогда, он постоянно работает, его почти всегда можно застать в студии, но никогда — на модной тусовке. Это в юбилей пришло время подвести кое-какие итоги и подсчитать, что Мишины работы находятся в музеях Украины, Италии, США, Франции, России, частных коллекциях Марчелло Мастроянни, мадам Помпиду, Дональда Трампа, Жака Ширака, Владимира Путина, Сапармурада Ниязова, эмира Бахрейна Хамад Бен Иса аль-Халифа, короля Саудовской Аравии Фахд Бен-Абдель Азиз аль-Сауда, эмира Кувейта Джабир ал-Ахмад ал-Джабир ал-Сабаха, президента Объединенных Арабских Эмиратов Заида бин Султана Ал Нухайаха и других известных лиц. И почему-то на площади Одессы в Париже фонтан работы Ревы содержится в идеальном порядке. И, наверное, со временем, несмотря на все финансовые трудности, осуществятся дорогостоящие проекты монументальных скульптур «Яблоко Адама» в Амстердаме и «Хрустальная мечта» в Чикаго. Только нам, одесситам, важнее увидеть Театральную площадь, реконструированную Ревой (его проект получил первый приз городского конкурса еще в 1997 году),
с фонтаном в виде слегка воспарившего над обыденностью рояля.

К чему скрывать, зачем лукавить? Вот оно, подлинное «золотое дитя Одессы», чье творчество, дай ему зеленую улицу, заставит утихнуть досужие разговоры об одесском провинциализме. Михаил Рева содержателен и упорядочен, словно далианский объект-тумбочка с множеством выдвижных ящичков, на дне каждого из которых таится драгоценный сюрприз. Кажется, уже все о нем знаешь, но вдруг жестом фокусника он представляет публике, например, коллекцию скрипок «Времена года из сада Версаче», инкрустированных черепками расписного фарфора и перламутровыми раковинками, ненавязчиво придающими инструменту признаки пола. Попробуйте не признать, что скрипки эти звучат, и даже без прикосновения скрипача!

Анодированное железо, титан, дерево, оргстекло, гуашь и масло, да мало ли что еще попадает в золотые руки Михаила, чтобы превратиться в чудо, наделенное особой «поющей» аурой. Неслучайно выставочные залы музея (кстати, тоже ветшающего и тщетно ждущего реставрации, но пока дождавшегося только современного экспозиционного освещения, подаренного Ревой опять-таки к своему юбилею) сегодня словно наполнены слаженно звучащей симфонией в солнечных тонах. Мне хочется, чтобы симфония эта выплеснулась на одесские улицы.