UA / RU
Поддержать ZN.ua

Золото парижской пробы

Выступление своего ученика Леонида Сарафанова — победителя ІХ международного конкурса танца в П...

Автор: Людмила Жилина

Выступление своего ученика Леонида Сарафанова — победителя ІХ международного конкурса танца в Париже в группе юниоров — педагог-репетитор Национальной оперы Украины Алла Вячеславовна Лагода смотрела где-то почти под потолком парижского театра «Шамп з’Элизе». Правда, дискомфорта по этому поводу она не ощущала, ведь рядом с ней сидели на галерке роскошные декольтированные дамы. Вероятно, хороших билетов для всех желающих попасть на гала-концерт победителей конкурса не хватило. А украинский педагог просто не имела достаточно средств, чтобы приобрести дорогой. Вообще, даже сама поездка в Париж до последнего момента оставалась под вопросом по вполне понятным материальным причинам. И если участникам конкурса еще предоставляли место в отеле, то педагогу пришлось проживать у своих бывших учениц.

Условия конкурса были жесткими. Все участники исполняли одинаковую обязательную программу. Этот отборочный тур проходил без публики. Педагог имел право посмотреть только выступление своего воспитанника. А на второй и третий туры уже нужно было покупать билеты, как и всем другим зрителям, — разве что со скидкой.

Честно говоря, Алла Вячеславовна не очень-то представляла, как исполнителю можно отличиться в вариациях из «Жизели», где не было ярких трюков, которые позволили бы артисту раскрыть все свои возможности. Тем не менее она верила в Леню. Во-первых, еще в училище он получил хорошую подготовку у таких известных педагогов, как Валерий Парсегов и Владимир Денисенко, да и сама она многие часы провела с молодым артистом в репетиционном зале Национальной оперы. Благодаря директору театра Петру Яковлевичу Чуприне самые перспективные ученики училища имеют возможность на полставки работать в театре, черпая необходимый сценический опыт.

Педагог пригласила Леонида Сарафанова в свой класс два года назад, еще ранее заметив его артистичность в одной из ученических композиций. «Конечно, из простого камня не сделаешь бриллиант, — говорит Алла Вячеславовна. — А Лене очень многое дала природа. У него такая форма стопы, что ему завидуют даже наши солистки. К тому же он очень пластичный, имеет хороший прыжок, шаг, вращение. Оказалось, что и с характером у него все в порядке: умеет собраться перед ответственным выступлением».

Кстати, Леонид Сарафанов прошел испытание на стойкость и на конкурсе. Несмотря на очень четкую организацию, накладки случались. Так, на отборочном соревновании неожиданно назвали его номер вместо другого. И он начал лихорадочно снимать с себя «шерстянки», надеваемые артистами для разогрева мышц. Ошибку потом исправили, но ему, конечно, пришлось пережить стресс. Как и позднее, в ІІІ туре, когда объявили вариации из «Пахиты», а поставили фонограмму из балета «Сильфида». Леонид и тут не растерялся, выглянул на сцену, но танцевать не стал: ждал, пока зазвучит нужная музыка. Такие мелочи легко выводят артистов из равновесия, но юный танцовщик сумел сохранить спокойствие, необходимое для четкого выполнения каждого па. Возможно, этого не случилось бы, если бы Леонид Сарафанов не прошел закалки в театре. Ведь, дебютировав в «Спящей красавице», где он танцует Дезире и Голубую птицу, артист уже выходил на сцену в «Пахите», балетах «Щелкунчик» П.Чайковского и «Чиполлино» К.Хачатуряна. Принца в «Лебедином озере» он впервые танцевал во время гастролей киевской балетной труппы в Японии.

Настоящие выдержку и самообладание Леонид проявил, когда готовил партию Ивана-Царевича в балете «Жар-птица» на музыку И.Стравинского. Ведь, по сути, восемнадцатилетнему артисту пришлось быть первым исполнителем партии, которая при его участии рождалась на сцене театра в новой постановке балетмейстера Виктора Литвинова. Именно в ней он имел большой успех во время прошедших в Германии гастролей театра. А первой ступенькой к золоту парижской пробы стала серебряная медаль, которую юный киевский артист завоевал весной этого года в Будапеште на Международном конкурсе имени Рудольфа Нуриева.

Ныне Леониду даже трудно представить, что он не хотел заниматься балетом, а мечтал работать только в ансамбле народного танца им. П.Вирского, где танцевали дедушка с бабушкой и мама с отцом. Это в семье его готовили к вступлению в хореографическое училище, а потом убеждали, что там он получит прекрасную подготовку, которая позволит со временем танцевать в ансамбле. Кажется, впервые он ощутил вкус к успеху, когда вышел на сцену Национальной оперы в «Мазурке», исполняемой маленькими учениками хореографического училища. Когда же им исполнилось по четырнадцать, Валерий Владимирович Парсегов начал называть их в репетиционном классе «мужиками», все время подчеркивая, что они уже не дети. Это его ученикам очень нравилось, настраивало на ответственное отношение к своей, уже «взрослой» работе. А сегодня не дает Леониду «расслабиться» Алла Вячеславовна, о требовательности которой он слышал уже давно. Когда сама она еще была солисткой Киевского оперного театра, неоднократно ездила учиться в Москву к Вахтангу Чабукиани и Марине Семеновой, перенимала опыт и других известнейших звезд. Именно она привела к победе на различных международных конкурсах — в Москве, Люксембурге, Будапеште, Киеве известных сегодня солистов балета Ирину Дворовенко, Алексея Ратманского, Максима Моткова, Татьяну Голякову, Артема Дацишина, Дениса Матвиенко и многих других, японцев Такиту Синобу и Нобухиро Терада.

В Париже Леонид Сарафанов поразил профессионалов своим технически совершенным исполнением вариаций Альберта, что отметил и председатель жюри Пьер Лакотт, приветствовав юного победителя и пожелав ему новых творческих успехов. Во время соревнований во Франции и сам танцовщик, и его педагог получили много привлекательных пригласительных билетов на различные конкурсы и фестивали. Но это впереди. А сегодня «золотой лауреат Парижа» снова возвратился в танцевальный класс и, как послушный ученик, терпеливо выполняет все замечания педагога. Ведь поставлен новый рубеж — подготовить партию Базеля в балете «Дон Кихот».