UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗНАМЕНИТЫЙ МУРАТОВСКИЙ ПОВТОР…

Свыше тридцати лет назад здесь, в одесском Пионерском парке (а еще раньше парк назывался Лунным), дети с близлежащих улиц плескались в просторном и достаточно глубоком бассейне, по краям облицованном диким камнем...

Автор: Мария Гудыма
Кира Муратова в творческом раздумье

Свыше тридцати лет назад здесь, в одесском Пионерском парке (а еще раньше парк назывался Лунным), дети с близлежащих улиц плескались в просторном и достаточно глубоком бассейне, по краям облицованном диким камнем. Очень удобно было: спустился ребенок с Приморского бульвара или же поднялся с Суворовской улицы, и тут же ему все тридцать три удовольствия, за которыми до пляжа было бы далековато добираться. Бассейн пустует уже давным-давно, о его славном прошлом напоминают только рассказы старожилов, бетонные стенки расписаны молодежным стилем «граффити», чьи значки совершенно невнятны для моего поколения, зато свидетельствуют о том, что тинейджеры по-прежнему проводят свой досуг на этом месте, только совершенно по-другому, в духе времени. Но сегодня на дне бывшего бассейна расположились вполне взрослые люди, члены съемочной группы одесского кинорежиссера Киры Муратовой. Впрочем, двое ребятишек тоже присутствуют, готовятся принять участие в съемках в качестве юных артистов. Режиссер просит их бегать в кадре, залезать на металлические конструкции, быть этакими юркими фигурками на среднем плане. Что касается плана заднего, то на нем репетирует, размахивая тростью, живописный фотохудожник Вадим Шулеко. Он должен энергично прошествовать по аллее. А первый план занят пока пустой парковой скамейкой, к которой скоро приблизятся главные герои.

Вот и они — фронтмен комик-труппы «Маски», заслуженный артист Украины Георгий Делиев, а под ручку с ним народная артистка России Алла Демидова, в особых представлениях не нуждающаяся. Впрочем, в данную минуту это уже не артисты, а отъявленный мошенник Андрей и его жертва, богатая дама. Как рассказывает в паузе художник фильма Евгений Голубенко (сама Кира Георгиевна во время процесса съемок с прессой принципиально не общается, и в этом ее можно понять), сюжет будущего фильма предполагает череду преступлений без наказания, впрочем, не кровавых, а связанных с одурачиванием-околпачиванием чрезмерно доверчивых персонажей. Андрею помогает его возлюбленная-мошенница Лина, в роли которой снимается Рената Литвинова, после достаточно долгого перерыва продолжившая сотрудничество с Кирой Муратовой. Сейчас Рената временно возвратилась в Москву, но через несколько дней снова приедет сняться в очередном эпизоде нового фильма Одесской киностудии. Те, кто видел ее на съемках этой осенью, утверждают, что актриса по-прежнему хороша и загадочна, в ее устах знаменитый муратовский повтор одной и той же фразы звучит как музыка (кстати, ее к будущему кинофильму пишет известный украинский композитор Валентин Сильвестров).

Но вот и долгожданная команда оператора-постановщика Геннадия Карюка: «Мотор!». К скамейке приближаются Делиев и Демидова. Знаменитая актриса выглядит шикарно, как и подобает скучающей богачке, изысканная шляпа в тон костюма, шифоновый шарф, элегантная сумочка (не зря художником по костюмам у Муратовой снова работает одесский модельер Руслан Хвастов, отхвативший «Нику» за «Чеховские мотивы»). Зато Георгий Викторович, лишенный привычной улыбки и клоунского имиджа, одетый в потертые джинсы и неброскую кепочку, особого доверия не вызывает, о чем прямо и говорит ему его партнерша, томно располагаясь на скамейке (вполне по-муратовски, вот так: «Я вам не верю. Я вам не верю… Я. Вам! Не. Верю?»). Ясно, что в финале их диалога мужчина хоть немного, да обогатится, нужно ведь даме чем-то развлечься, хотя бы и розыгрышем банковских вкладов через доверенное лицо…

К работе в кадре готовят собачку Аллы Демидовой, милого пекинеса, накануне бессовестно укусившего свою хозяйку, зато чрезвычайно декоративного и эффектно украшающего кадр.

Как и «Чеховские мотивы», «Настройщик» будет фильмом черно-белым. В одном из газетных интервью накануне съемочного периода Кира Георгиевна призналась, что в черно-белом кино больше условности, а значит, и больше искусства, и в последнее время ей кажется, будто цветное кино ограничивает для нее возможности выразительности. Сценарий написан Сергеем Четвертковым при участии Муратовой и Голубенко по мотивам воспоминаний дореволюционного сыщика Аркадия Кошко. Книгу упомянутого автора «Король сыска» Кира Муратова приобрела в Москве совершенно случайно (прельстившись мягким переплетом и легким жанром), дабы скоротать время. А получилось так, что случайность определила деятельность режиссера на ближайшие года два, заставив затеять новый российско-украинский проект. Продюсером «Настройщика» стал бывший одессит Сергей Члиянц, снявший когда-то в качестве режиссера на Одесской киностудии художественный фильм «По прямой линии».

Среди участников фильма есть одесские артисты (Юрий Невгамонный, Анатолий Падука, Владимир Комаров, Инга Доронина), есть даже арт-критик Ута Кильтер, любимица Муратовой, «одесская Грета Гарбо». Руслан Хвастов и Евгений Голубенко сыграют эпизодические роли зазывал в казино, кинорежиссер Николай Седнев — следователя, который безуспешно ловит мошенников. Да и как их поймать, когда жертвы утратили всякую бдительность, пускают в дом кого ни попадя (вот и к героине Демидовой Остап Бендер наших дней проникнет под видом настройщика рояля), да что в дом — в свою жизнь, свою постель (история подруги богатой вдовы, скромной медсестры, нашедшей себе жениха-афериста по газетному объявлению, позволит будущим зрителям немало повеселиться и вновь порадоваться дарованию Нины Руслановой, любимой актрисы Муратовой). Словом, похоже на то, что новой работе одесского режиссера воздадут должное и высоколобые интеллектуалы, и зрители, предпочитающие остросюжетное кино. Съемки длились до середины ноября, затем щедрая осенняя натура ушла, и работу над «Настройщиком» пришлось ненадолго приостановить. С января начнется озвучание и тонирование картины, а о премьере загадывать пока рановато. Во всяком случае, бюджет будущего фильма невелик, кинопленка расходуется группой очень экономно, съемке каждого эпизода предшествуют скрупулезные репетиции.

Но вот, наконец, и дети поняли, в каком ритме нужно бегать и карабкаться ввысь, старичок на заднем плане отрепетировал взмах своей тросточки, и полилась певучая речь Демидовой: «Ну что вы так медленно идете, такое впечатление, что у вас ноги тяжелые. Я давно уже не верю никому, и вам не верю, не ве-рю…». Снято!