UA / RU
Поддержать ZN.ua

Жизнь в Венеции: Челентано, Малкович и сюр

Приятное совпадение — в «День советского кино», 27 августа, — открывается 65-й Международный Венецианский кинофестиваль...

Автор: Ольга Клингенберг

Приятное совпадение — в «День советского кино», 27 августа, — открывается 65-й Международный Венецианский кинофестиваль. Респектабельный курорт Лидо, забрендированный фильмом Висконти «Смерть в Венеции», уже очень скоро заполнят любители кино всех рангов и мастей. В Венеции ожидаются — Вим Вендерс, братья Коэн, Андиано Челентано, Натали Портман, Алексей Герман-младший, Джон Малкович и многие другие.

Кардинальных решений в вопросе смены директора Министерство культуры страны решило не предпринимать. Марко Мюллер с почетом оставлен на своей должности еще на четырехлетие. Его отмеченная итальянским правительством «отличная работа» действительно не только вопрос марки киноярмарки тщеславия.

Как ни банально, а отсюда и актуально — кинофестиваль это сезонное туристическое мероприятие. В первую очередь для отечественных отдыхающих. Посмотреть на звезд сюда съезжается вся Италия. Залетные же птицы выстраиваются в очереди к кинозалам в ожидании новых открытий.

Откроется 65-я Мостра новым фильмом братьев Коэнов, которые после завораживающего триллера «Старикам здесь не место» традиционно сменили жанр. Так уж заведено у них — перемежевывать серьезную интонацию с веселой. На этот раз черная шпионская комедия «Сжечь после прочтения», где Джон Малкович играет отставного агента ФБР, увязшего в истории с собственными мемуарами. Интриги ради дискета с черновым вариантом его книги попадает в руки двух недалеких качков-инструкторов из спортзала. Дальше воображение рисует историю почище, чем в «Большом Лебовском». (Картина Коэнов не участвует в официальном конкурсе, но заявлена как мировая премьера.)

Другое рекламируемое событие обставлено с небывалой помпой. Итальянцы особо горды своим кинематографическим (увы!) прошлым и в этом году приветствуют перерождение культового фильма 70-х — «Юппи-ду». Автор этой музыкальной трагикомедии — народный любимец не только в Италии, но и у нас, актер-певец-режиссер-продюсер Адриано Челентано. Последний из мастодондов, сочетавший мачизм и юмор итальянского характера, в 1975 году написал сценарий и спродюсировал с собой в главной роли историю семейных взаимоотношений, краеугольную для итальянского кино-
эпоса. В том же году каннские кинокритики стоя аплодировали картине Челентано, а спустя более 30 лет Венеция предлагает отдать дань реставрированной и заново озвученной современными аранжировками версии «Юппи-ду».

Еще одного своего классика итальянцы награждают почетным Золотым львом. Сценарист и режиссер Эрманно Олми 20 лет назад привез в Венецию «Легенду о святом пропойце», в которой актер Рутгер Хауэр изменил своему амплуа секс-террориста и маньяка в угоду образу сентиментального алкоголика. Фильм выиграл Золотого льва 1988 года. Теперь же Мостра нашла новый повод отдать дань меланхолическому настроению кинематографа Олми.

У любого большого фестиваля «приемным чадом» выступает конкурс короткого метра. В этом году Венеция более Канн ориентированная на селебрити и суперзвезд звала новоиспеченного кинорежиссера — актрису Натали Портман. Конечно, это не Мадонна в роли режиссера, но так или иначе информповод для гламурной прессы.

Короткометражка Портман «Ева» участвует в так называемом «Корто кортиссимо» и презентует двух убеленных сединами легенд Голливуда — Лорен Бекол и Бена Газару. Жанр работы режиссер обозначила как «цивилизованная комедия».

Судейскую коллегию конкурса «Корто кортиссимо», где заявлена Портман, возглавляет культовая персона американского независимого кино Амос Поэ. В прошлом году его аллюзия на знаменитый фильм «Империя» Энди Ворхола — «Империя 2» взбудоражила кинообщественность.

Но самый главный «журейский туз» будущего форума достался вездесущему и неунывающему Виму Вендерсу. Этого синефила, меломана и тусовщика с Венецией связывают более чем 35-летние отношения, когда он впервые появился здесь со своим «Страхом вратаря перед 11-метровым». Неоднократный участник, призер 1982 года за «Положение вещей» четыре года назад демонстрировал в здешнем конкурсе свою заунывную и очень социально-общественную «Землю изобилия». В этом году ему предстоит изобильная конкурсная солянка из 21 фильма. К тому же наравне с игровым кино судить придется и две анимационных полнометражки от прославленных японцев — Миядзаки «Поньо на морском утесе» и Мамору Ошии «Небо бездельников». Среди прочих конкурсантов — «Борец» Дарена Аранофски, режиссера некогда культовых картин «Пи» и «Реквием по мечте». Аранофски безусловно виртуозный режиссер, специализирующийся на переводе в область кино шизофренического диагноза. Но на этот раз он экспериментирует в жанре глубокого реализма, разыгрывая с Микки Рурком в главной роли драму бывшего прославленного борца, одержимого идеей матча-реванша. Российский кинематограф, к которому Мостра питает женскую слабость, на конкурсе представит картина Алексея Германа-младшего «Бумажный солдат». Хочется надеяться, что при всех конъюнктурных составляющих — 60-е годы СССР, космическая лихорадка, конфликт главного героя между честью и долгом — Герману все же удалось сделать картину не только «для фестиваля».

Плодовитый Такеши Китано, забросавший фестивали своими фильмами, а в 1997 уже выигравшеий в Венеции золото за «Фейерверки», обещает откровенное кино, обнажающее суть актерства — «Ахиллес и черепаха» это история о бездарном актере (конечно же, в исполнении автора), сражающегося с жизнью ради призвания, а это, по мнению Китано, и есть суть вещей.

Самое, на мой взгляд, необычное в конкурсе — явление баварца Вернера Шрьотера, чья звезда сияла в далеких 80-х, а его фильм «Малина» с Изабель Юппер явился прототипом ханековской «Пианистки». Не снимав много лет, Шрьотер покажет свою сюрреалистическую драму «Собачья ночь». В этом жанре он профи каких мало. Больше десяти лет назад кинофестиваль «Молодость» проводил в Киеве ретроспективу его картин. С тех пор ничего более запредельного на наших андеграундных экранах не появлялось.