Из всех искусств важнейшим для нас является ТВ
Юрий ИВАНОВ
В предыдущем обозрении я задался вопросом, почему чуть ли не половина всех передач называется «шоу»? Откуда эта шоумания и что это такое?
Точную наводку я нашел в одной из рубрик программы передач. «Жизнь в стиле «шоу». Поскольку наша обыденная жизнь мало похожа на шикарный жанр, я понял: жизнь в стиле «шоу» протекает преимущественно на телеэкране. И довольно буйно. Лишь один канал ЮТаР дает передачи «шоу» четырежды в день. Телешоу заполоняет экран.
Видимость «шоу» я обнаружил на телеэкране сразу же. Под шикарным названием «шоу», «ток-шоу» уверенно идут разнообразные интервью, слегка подкрашенные. Считается, что старый добрый жанр интервью и два его участника должны быть замаскированы в новой шикарной форме времен «империй кино и телевидения».
По количеству передач и пропускаемых людей (каждый будний день) никто на украинских каналах не может сравниться с ток-шоу «...с Ольгой» (ICTV). В кадре и почему-то из-за кадра - улыбчивая ведущая Ольга Лосинская («...Я постоянно улыбаюсь. Ну и что...») осыпает вопросами большое количество интервьюируемых. От священников до директоров ресторанов и многодетных матерей. Нормально, тем более с улыбкой. И все зависит от того - как хороший вопрос помогает хорошо раскрыться визави.
В разговорное шоу перешел владеющий словом и шармом Микола Вересень. Его интервью таинственно прикрыто названием «Табу» и одноименным профессором-консультантом, который просто мешает работать и воспринимать. Ведь все решается «один на один». В диалоге определяется имидж передачи и ведущего и ее непохожесть на другие. И Ларри Кингу, и покойному Владу Листьеву достаточно было видеть перед собой глаза интервьюируемого, чтобы попасть с вопросом и дать возможность зрителю увидеть на лице собеседника легкую рябь мыслительного процесса. В этом их слава и мастерство.
Интересно было смотреть интервью, которое вылилось в соревнование, двух опытных тележурналистов: М.Вересня и Н.Кондратюк. Объективно - преимущество было за Н.Кондратюк (хвала за это интервьюеру), которая показала, что знает толк не только в вопросах, но и ответах.
Как ни расспрашивал, как ни допытывался, какие бы oткровенные кадры и близость ведущего к героине не подчеркивались, а молодая работница стриптиза стояла на своем. Моя профессия такая же, как и другие. Только на сцене. И мама правильно сделала, что привела меня в клуб. И я - нормальная современная женщина... Может быть, так оно и есть. И съемки ее на интервью и в обнаженном виде - соответствуют. А может быть, даже Миколе Вересню так и не удалось «сорвать все покровы».
«Жизнь в стиле «шоу» - направление новое и многообразное. Но ведь должны существовать в тележурналистике и какие-то правила и традиции. Неприлично ведущему в интервью «тянуть одеяло на себя».
Вы приглашаете гостя в студию. Его нельзя ни обижать, ни оскорблять.
Какой бы он ни был. Многие ведущие признаются, что приглашают людей, которые им симпатичны.
Как много разного в стиле «шоу»! Уверовав, что «политика - дело грязное», Вячеслав Пиховшек приглашает к себе на политическое шоу «Пятый угол» исключительно людей подозреваемых, нуждающихся в разоблачении и что-то таящих нехорошее. Конечно, философ, политик, журналист, стажер Гарварда не опускается до приснопамятного окрика: «Я заставлю тебя пятый угол искать!»
Его уголок оборудован иначе. Уже в начале передачи он отбрасывает саму устаревшую идею живых «говорящих голов».
Головы металлического блеска - или вкопаны в поле, или вертятся в современном компьютерном пространстве. Вместе с детектором лжи это создает настроение неотвратимости наказания. Тут же ведущий, с согласия приглашенного, снимает с себя всякую ответственность за ненадлежащее использование его слов и приступает к ритуалу клятвы. После известных процедур клятвы на Библии, у знамени, перед высоким судом и пионерским строем - клятва перед В.Пиховшеком выглядит особенно трогательно и торжественно.
Вступают в дело авторитетные и непредвзятые эксперты, освещающие гостя в легкой критической струе, как то: «сел не в тот самолет», «молчит, когда надо говорить», «человек вчерашнего дня»...
И тут же вскидывает свой скорострельный пулемет интервьюер. Очереди ложатся прямо в лоб интервьюируемого: «На что вы плюете?» «Вы слышите писк ваших противоречий?», «Что стоит расчленение без наркоза?», «Кого вы затопчете в «Пятом углу?», «Кто политический сутенер»? «Сколько раз вы ломались»?..
Гости в углу, в основном опытные и закаленные политики, из последних сил стараются «не сломаться» под градом ультравопросов и что-то мямлят в свое оправдание. Но интервьюер принципиально безжалостен: «...Я хочу говорить о компромате против вас и вашей партии», «К какому клану вы принадлежите?», «Вы качаетесь на политической люстре?», «Вы всегда едите мух отдельно, а котлеты отдельно?», «Вы можете сказать, что были демагогом?..»
Но вот появляются в углу несломляемые личности и крупнейшие демагоги.
И тут оказывается, что наш замечательный ведущий выглядит молодцом среди бывших президентов и нынешних министров, партийных вождей. А вот против такого выдающегося горлохвата, как А.Ампилов?! Дудки. Нашла коса на камень. Стали, выйдя из себя, вместе орать в студии. Да и против утверждения очаровательной Н.Витренко, что христианское вероучение и марксистское - одно и то же: как-то тоже не нашлось ни вопроса, ни ответа. Сказал один умный человек, что в такой дуэли, называемой А.Пиховшеком «полемикой», выигрывает тот, кто может больше себе позволить. В кадре. Нельзя отказать и нашему ведущему в том, что он позволяет себе немало.
Вячеслав Пиховшек становится властителем всех приглашаемых душ, желающих порки. На абсолютно добровольных началах. Это правда и это феномен. Все приходящие в «Пятый угол» считают за честь свое участие в «полемике», они благодарят и с радостью вступают в сей клуб. Мы далеки от того, чтобы назвать это телемозахизмом. Мы также не согласны с тем, что генетически сохранились воспоминания о былых «вызовах на ковер», как приятное почесывание. Вызовы «на коврик» в угол - популярны и у телезрителей. И этим все сказано в пору «жизни в стиле «шоу».
Но насколько приятнее и плодотворнее перейти от серьезнейших политических и проблемных «шоу» - к «шоу» развлекательным. По-прежнему «для веселия планета наша плохо оборудована». Глупости!
Встречайте! «Шоу долгоносиков»! Про-видео! Настоящее международное качество: спецэффекты и шикарная студия, по-украински и по-русски, роскошные декорации и вопли актеров, оператор Чкалов и доктор Ватсон, оригинальная музыка и своеобразная реплика: «Я нэ такый, як усє остальные...», взрывы, дым. И все это идет под сплошной хохот и аплодисменты, записанные на фонограмме в нужных местах самими авторами этого супершоу. Грандиозно! Вызывает бурный прилив разнообразных чувств. С оценками - сложнее. Там телережиссер в кадре время от времени бьет своих коллег дубиною по головам. Вероятно, это передается отчасти и телезрителям.
Столкновение мнений «за» и «против» «долгоносиков» продолжается. К их «травле» присоединяется «Московский комсомолец» и другие российские издания. Новый председатель ВГТРК снимает «долгоносиков» с эфира: за низкое художественное качество. Однако же за своих родных «долгоносиков» грудью встает украинская пресса и мощный телеканал. Притеснения «долгоносиков» в России сравниваются с посягательством на наш Севастополь. Конфликт приобретает государственный характер... Если выброшенные из российского эфира «долгоносики» станут украшением стола нашего эфира - приятного аппетита.
Нет пределов совершенствования «Жизни в стиле «шоу». Мы не могли в одном обзоре привести все достижения этого жанра. Мы только поняли, что вредно в наше злое время грубить и разводить злость и нетерпимость по углам. А в развлекательных программах - стоит ли натужно и во что бы то ни стало смешить, когда получается не смех, а недоумение.
Догадываемся, что в большинстве случаев имеем дело не с «шоу», а с явным дефицитом умения профессионально работать в существующих телевизионных жанрах. Это сложнее, чем назваться «шоу».
Засим - счастливо оставаться у ваших телевизоров. Если встретиться вам хорошая передача - укажите, напишите, позвоните. Очень хочется похвалить.
А теперь зададимся очередным вопросом на будущее: «Почему, отключив все иностранные каналы, мы имеем в нашем эфире не меньшее, а большее количество отдельных иностранных передач?».