UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЖИЗНЬ НЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ, ЖИЗНЬ ДЛИТСЯ

Живет рядом человек. Человек известный, занимающий значительную ступеньку на государственной иерархической лестнице...

Автор: Максим Кононенко

Живет рядом человек. Человек известный, занимающий значительную ступеньку на государственной иерархической лестнице. Александр Коротко. Заместитель министра здравоохранения Украины по вопросам экономики.

До сей должности удачно занимался бизнесом. Пришел на государственную службу, потому что был готов к этому, потому что был уверен в своей нужности. И не мерил вхождение в должность сроками (месяц, сто дней) - сразу знал, что надо делать и делает свое дело уверенно. В этом человеке столько энергии, что пессимисту находиться рядом с ним просто опасно. Идеальная ситуация - это когда люди в стране знают руководителей, откликаются на фамилии, реагируют; когда имена министров (и замминистров) остаются в истории страны как имена нарицательные реформ и конкретных дел или свершений. Здесь именно такой случай.

Но человеку многое дано. Просто нужно уметь реализовать данность, оставить ее потомкам. Кто-то становится известным в узком кругу своих родных и знакомых; чье-то имя есть достоянием края, страны. Имена немногих перелетают границы.

Собственно говоря, никого не удивляет то, что государственный муж или высокопоставленная дама на досуге музицируют, рисуют или пишут прозу, сочиняют стихи и называют это «хобби». Большинство не претендуют на профессиональное выражение своего «хобби», а те немногие, кто пытается силой своего влиятельного положения занять несоответствующее место в мире творчества, являются «калифами на час». Есть и другая сторона медали. Когда люди творчества, то ли разуверившись в своих силах, то ли в погоне за славой, положением, деньгами (всегда ли можно угадать причину...), идут в политику или на государственную службу. Редки случаи, когда подобные альянсы бывают удачными...

Александр Коротко существует в двух мирах. Они не пересекаются, они параллельны, и только поэт знает ключ перехода из одного мира в другой. Мир прагматической реальности, мир быта, необходимых слов, движений, правил, реверансов. И мир небесной тишины, пристанище поэтических душ. Ключ в этот мир - дар Божий. То, что Коротко создает поэзию, которая останется, которую будут читать, - неоспоримо.

Бывает же... Живешь, работаешь. Ворочаешь вечную кипу дел. Дни проходят смутной чередой, принося то радости, то огорчения, то расставания, то встречи. И ты не ощущаешь, не чувствуешь того чудесного зерна, которое скрывается под пылью твоей души... Не прорастет такое зерно, и мир никогда не узнает талантливого музыканта, поэта или художника. А прорастет... сколько мучений неизвестностью, душевной боли, переживаний за свое «дитя». Мастер должен пройти крещение пламенем любви, жезлом печали и чашей людского непонимания прежде, чем его творение оценят по заслугам, воздадут должное - прежде, чем зерно прорастет. Великий поэт «серебряного века» Владислав Ходасевич пророчествовал:

Так и душа моя идет путем зерна:

Сойдя во мрак, умрет и прорастет она...

Представляя читателям «Зеркала недели» поэзию Александра Коротко, можно только порадоваться, что зерно, которое зрело в душе этого человека, все-таки проросло прекрасными, легкими и душистыми образами, что не скрылось оно под пылью дней, не исчезло под тяжестью забот.

Первый сборник поэта вышел в 1992 году под названием «Ночной колодец». Он представляет собой «стайку миниатюр», объединенных общим настроением, восприятием, чувством. В неприхотливый узор восьмистиший, а они преобладают в сборнике, вместились и «ковш Медведицы Большой», и «крест воспоминаний», и «души невидимая тень». Символика «Ночного колодца» небесно холодна, печальна, но вместе с тем глубока, вдумчива, автор прочувствовал и умело передал ощущение святости, гармонии и благоговения, которое испытывает каждый человек, глядя на звездное ночное небо. Читатель волей-неволей проникается той простотой и естественностью, которыми наполнен этот сборник.

А.Коротко многогранен, он мастерски использует все средства художественного отображения; изысканный эпитет или элегантная метафора - постоянные спутники его поэтической строки:

Деревья в страхе

Смотрят друг на друга,

Усталый город

Вымер до зари.

На мостовой,

Желтея от испуга,

Случайные мерцают

Фонари.

Создается настолько живая картина ночи, тишины и безлюдия городской улицы, необычной своеобразной красоты, что непременно хочется воскликнуть: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» И без особой борьбы проиграть извечный спор Фауста и Мефистофеля в пользу последнего. Только не говорите, что этот образ вам навеял Искуситель - ничего подобного! Земной человек, ищущий... нет уже нашедший себя.

Многогранен автор «Ночного колодца» еще и в том, что его душу тревожит огромное разнообразие тем, начиная с «нетленной» темы любви и заканчивая сложной и тяжелой темой восприятия окружающего мира, философских раздумий над чудом творения и смыслом человеческой жизни. Тут я увидел поэта мечущегося, терзаемого, а после - смиренно кающегося:

Без любви, без веры

И без денег,

Без надежды

И былых страстей

Я стою смиренно

На коленях

Перед ликом

Памяти своей

Оказывается, что человеку дана только половинка души... и память. Память о том, что было, что будет, о том, чего не будет никогда... Попробуйте осознать, понять это, прочувствовать, отнестись к этой истине с такими же вниманием и заботой, с которыми ее взлелеял автор. На грани возможного, но все же...

О «Ночном колодце» можно написать еще много добрых слов, ведь в пределах девяноста страниц лежит целая область неизведанного, целый океан непознанного, однако, существует еще одна тема для рассказа не менее, а, может быть, более интересная. Речь идет о новом стихотворном сборнике Александра Коротко, который получил название «Будни рассудка». Вышел он в Швейцарии, о чем свидетельствует замечательная по качеству бумага. На славу постарались и дизайнеры, и художник, оформивший книгу оригинальной графикой, которая выгодно подчеркивает те или иные достоинства сборника.

Поэтика новых произведений автора «Ночного колодца» не утратила ни былой образности, ни глубины миропонимания, ни своеобразной внутренней зоркости, однако те годы, на протяжении которых создавался сборник, оказали большое влияние и оставили свой отпечаток в душе поэта. Александр стал много взрослее внутренне, в его стихи вкрались нотки тоски и трагизма, он стал более тонко чувствовать движение окружающего мира, выражая его через сонм неординарных образов. Настроение его стихов сродни «блоковскому отрешенному восприятию», появилась легкая, почти неуловимая вера в сверхъестественное, в предначертание.

Наверное, каждый поэт хоть раз в жизни пытался создать «Ноктюрн» - гармонию слова, музыки, поэтической мысли, души... Помним ведь, у Маяковского: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» Конечно, скажете вы, Маяковский и Коротко находятся в совершенно разных «весовых категориях», однако, мне кажется, что автор «Будней рассудка» имеет полное право принять вызов великого поэта... «Ноктюрн» Коротко элегантен, полон чувств, стройные ряды строк уводят туда:

Где привкус тишины горчит

Миндальной косточкой разлуки

И просыпаются в ночи

Знакомые до боли звуки...

В этом призрачном лунном мире «Ноктюрна» находится место и для «росы березового потока» и для «необитаемого восторга», это поистине «мечтательное песнопенье» на грани возможного, на грани реального...

В «Буднях рассудка» автор все чаще обращается к ритмическому «белому» стиху, но его страстная любовь к хорошей рифме проскальзывает даже в такой специфический размер стихосложения:

В тоскливом и невыразительном упрямстве

Есть своя неповторимая

мелодия разочарования.

Ты выходишь на балкон

и смотришь не вниз,

а только прямо,

вдаль, где Его Величество закат сгорает

от зависти и отчаяния...

Стихотворения, которые я упомянул, - это лишь малая часть творчества поэта. О его стихах и о нем самом можно говорить бесконечно долго, размышлять вместе с ним. Если вы, любезный читатель, в свободную минуту возьмете в руки сборник стихов Александра Коротко, вы во многом со мной согласитесь.

Дабы закончить свои размышления, вновь обращусь к Владиславу Ходасевичу: «В жизни каждого поэта бывает минута, когда его будущая поэзия вдруг посылает ему сигнал. Он угадывает ее - не умом, скорее сердцем. Эта минута неизъяснима и трепетна, как зачатие, если ее не было - нельзя притворяться, будто она была: поэт или начинается ею или не начинается вовсе».

Александр Коротко, смею думать, не только начался, но состоялся... «Жизнь не продолжается, жизнь длится».