UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ СЦЕНЕ

8 января исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося актера и режиссера Гната Петровича Юры (1888-1966 гг.)...

Автор: Валентин Демченко

8 января исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося актера и режиссера Гната Петровича Юры (1888-1966 гг.).

Народный артист СССР, профессор, лауреат государственных премий, он создал и многие годы возглавлял прославленный коллектив театра им.И.Франко, что открыло возможность прихода на украинскую сцену не только мирового классического репертуара, но и создавало благоприятные условия для постановки спектаклей современной драматургии.

Творческий путь Гната Юры, начавшийся еще на заре ХХ века, привел его к всенародному признанию. Художник-реалист, он последовательно ориентировался на народную жизнь, извлекая из нее правду искусства, приумножая духовные богатства в национальной сокровищнице. Именно поэтому он был и навсегда останется народным артистом в лучшем понимании этого слова.

В добрый путь

Елисаветград (ныне Кировоград). 1904 г. Весна. Спокойное, размеренное течение жизни провинциального города на юге Украины основательно нарушено важным событием. В городском театре гастролирует знаменитая труппа во главе с П.Саксаганским, Н.Садовским и И.Карпенко-Карым. Ни одного спектакля не пропускал юный служащий нотариальной конторы Игнатий Юра - восторженный поклонник высокого мастерства корифеев украинской сцены. Неодолимым было желание познакомиться с ними, рассказать о своих жизненных и творческих планах, получить благословение на сценическую деятельность. Удача благоприятствовала ему. Однажды после спектакля «Безталанна», будучи плененным талантом М.Заньковецкой, игравшей Софию, юноша приветствовал ее посвященными ей стихами. Великая актриса была глубоко тронута и пригласила его за кулисы. Узнав о заветной мечте молодого поклонника посвятить жизнь искусству, она проникновенно сказала: «Тяжелый вы избрали путь, но благородный. Идите, юноша, этим путем». Вскоре Гнат познакомился с П.Саксаганским и поведал ему о своем желании стать профессиональным актером: «Знаю, - ответил тот, - мне говорила об этом Мария Константиновна. Что ж, желание хорошее. Но советую вам еще и еще раз подумать. Стать актером нетрудно. Но каким? Плохим - зачем? Только испортить себе жизнь. На профессиональную сцену нужно идти человеку с талантом, образованному, культурному». Говорил он доброжелательно и убедительно, как отец - сыну. Потому и запали глубоко в сердце эти слова, заставившие Гната впоследствии постоянно самосовершенствоваться и оправдать мысль, высказанную Панасом Карповичем в разговоре с М.Заньковецкой: «Славный мальчонка! Наверное своего добьется».

Своя судьба

После окончания военной службы перед первой мировой войной Юра приезжает во Львов, куда его позвали друзья из театра «Руська бесіда».

На львовской сцене тогда блистали талантливейшие А.Юрчакова, В.Коссак, И.Рубчак, жена последнего - К.Рубчакова. Львовяне тепло приняли молодого коллегу. Особенно Катерина и Иван Рубчаки. А он и не думал, что с ними его свяжут и родственные отношения, что их дочь Ольга Рубчакивна, тогда еще девчонка, станет в 1920 году его верным другом на всю жизнь.

Во Львове Гнат Юра знакомится с Лесем Курбасом, который лелеял мечту о создании нового театра. Они становятся единомышленниками. Но их планам суждено было воплотиться в жизнь лишь в 1917 г., когда Л.Курбас в Киеве организовал новый творческий коллектив, вошедший в историю украинского искусства, как «Молодой театр». Уже с первых месяцев существования труппы между ее руководителями Курбасом и Юрой начали вызревать зерна творческого несогласия и противоречий, по-разному они определяли направления своих творческих поисков, на разные образцы искусства ориентировались, да и по-разному подходили к самому творческому процессу. Курбас склонялся к эстетическим и модернистским образцам современного европейского театра, Юра же шел в своих поисках от заветов корифеев украинской сцены, правды и переживаний.

Воплощение мечты

Воплотить в жизнь идеи великих мастеров украинской сцены предстояло двум театрам: театру «Березиль» Л.Курбаса и театру им.И.Франко Г.Юры. Последний был создан в г.Виннице в январе 1920 г. Три года спустя он переезжает в Харьков, а с 1926 г. постоянно работает в Киеве.

Талантливый режиссер-организатор Г.Юра как рачительный хозяин собирал в свой театр лучшие актерские силы. Характерным в этом отношении явилось привлечение в группу Н.Садовского в 1925 г. Во время своей командировки в Германию и Чехословакию Г.Юра разыскал в Чехии эмигрировавшего за границу Садовского и от имени правительства Украины предложил возвратить на родину. Николай Карпович с удовольствием принял это предложение. Уже в апреле следующего года, на третий день после возвращения в Харьков, он с огромным успехом выступил в своей коронной роли гоголевского Городничего.

Г.Юра верил в актера, в то, что своей игрой актер поднимет реалистическое театральное зрелище к высотам поэзии. Поэтому совершенно закономерным является тот факт, что в его театре служили незабвенные Н.Ужвий и А.Бучма, Д.Милютенко и Г.Борисоглебская, Ю.Шумский и Е.Пономаренко, В.Добровольский и П.Нятко,

Н.Яковченко и многие другие высокоодаренные артисты. Сильный по своему творческому составу, коллектив позволял решать самые сложные творческие задачи. Репертуар театра наряду с украинской классикой включал многие лучшие произведения мировой драматургии, такие как «Свадьба Фигаро» Бомарше, «Разбойники» Шиллера, «Царь Эдип» Софокла, «Привидения» Ибсена, «Приключения бравого солдата Швейка» по Гашеку и многие другие, к сожалению, не известные нынешним любителям театра. Особое внимание уделялось работе с современными авторами. Юра высоко ценил драматическое творчество В.Винниченко, считая его мастером европейского масштаба. Еще в 1919 г. в «Молодом театре» он поставил его пьесу «Грех», а уже со временем на франковской сцене, несмотря на резко негативную критику творчества Винниченко со стороны официальных органов, было показано большинство его произведений. Дочь драматурга высоко оценила игру Гната Юры.

Дважды Г.Юра встречался со Швейком и Гашеком. Еще в 1928 году он инсценировал роман Гашека и играл Швейка. Пьеса выдержала почти пятьсот спектаклей. Ее видели зрители в Киеве и других городах. А через десятилетия автор инсценировки, режиссер-постановщик и исполнитель главной роли в шестьдесят пять лет вспомнил молодые годы и играл так, что вызывал бурю восторга у всегда переполненного зала. И вновь образ Швейка ему удался. Удался потому, что он искренне его полюбил за непреклонную веру в простого человека. В этом персонаже ему виделись черты, близкие нашему украинскому характеру, - миролюбие, бесстрашие, оптимизм, сочный народный юмор.

Друзья

и единомышленники

Душевная скупость - удел людей ограниченных. Даже сколько-нибудь значительный ученый, актер, музыкант не может состояться вне общества, вне непрерывного обмена мыслями, идеями, фактами и выводами.

Юра всегда элегантен, аристократ сцены, был человеком огромной эрудиции, высокой культуры, эстетической тонкости, но в то же время отличался особой деликатностью и скромностью. Он жадно любил жизнь, любил людей. Неудивительно, что у него было много друзей, соответствовавших ему по духу. Завязались и с годами окрепли тесные творческие отношения с выдающимся реформатором театра В.Немировичем-Данченко, и следовательно со всем коллективом МХАТа и прежде всего с И.Москвиным, В.Качаловым, А.Тарасовой. Первое знакомство Г.Юры и В.Немировича-Данченко состоялось в 1926 г. во время триумфальных гастролей франковцев в Москве. Владимир Иванович гордился успехами своих земляков. Сам он происходил из старинного украинского дворянского рода, связанного родственными нитями с гетманом И.Полуботком. Он был из той могучей когорты многочисленных талантливых и трудолюбивых украинцев, которые веками приумножали славу России.

В 1938 г. Г.Юра на мхатовской сцене приветствовал прославленный коллектив с сорокалетним юбилеем. От имени творческой интеллигенции Украины он подарил В.Немировичу-Данченко портрет Т.Г.Шевченко, чем очень тронул его. Благодаря за подарок, он с доброй улыбкой напомнил: «А я ведь тоже украинец».

Известен фотоснимок, на котором запечатлены Г.Юра и В.Немирович-Данченко - участники заседания ЦК профсоюза работников искусств. Члены ЦК, они постоянно контактировали между собой, решая не только общественные дела, но и проблемы развития искусства.

Хорошо известна фотография трех великих артистов-единомышленников, навевающая горечь безвременной утраты. На ней Г.Юра в гриме Мусия Копыстки из «97» М.Кулиша стоит между С.Михоэлсом и В.Зускиным также в гриме. Беззаветная их дружба особенно окрепла в годы Великой Отечественной войны, когда в Ташкент были эвакуированы театр им. И.Франко и Государственный еврейский театр. В послевоенные годы она была разорвана системой, физически уничтожившей С.Михоэлса и В.Зускина.

Со времени гастролей франковцев в Тбилиси в 1936 г. постоянно поддерживались контакты с великими грузинскими актерами А.Хоравой и А.Васадзе. Много лет дружил Г.Юра с реформатором чешского театра Е.Бурманом. Впервые они встретились в 1951 г., когда Е.Бурман побывал в Киеве с делегацией чехословацких театральных деятелей.

В памяти сохранилась еще одна встреча. После спектакля у театра Гната Петровича остановил невысокого роста темноволосый молодой человек. «Здравствуйте. Я - Параджанов», - представился он. И дальше: «Я был сегодня на спектакле и не могу не познакомиться с вами. С удовольствием смотрю украинские спектакли. Так как готовлюсь к постановке кинофильма «Тени забытых предков».

«Рад нашему знакомству, - отвечал Г.Юра. - Экранизация произведения М.Коцюбинского дело серьезное, интересное, имеющее важное значение для украинской культуры. К тому же, как я понимаю, никто не подумает обвинить вас в украинском буржуазном национализме. У нас это умеют». И продолжил беседу рассказом о том, как долго пришлось оправдываться в ЦК КПУ по поводу того, что в спектакле «Маруся Богуславка» задник декорации изображал золотистое поле пшеницы, а над ним голубое небо. Ответ последовал моментально: «Я их не боюсь. Я их ненавижу».

А завершилась встреча в доме Г.Юры, где оба собеседника получили полную возможность продемонстрировать свою высокую эрудицию и любовь к изобразительному искусству.

Известно, что Г.Юра проявлял способность к живописи. А когда стал известным театральным деятелем, то серьезно увлекся собиранием полотен известных мастеров. В его довоенной коллекции были картины И.Репина и Н.Пимоненко, В.Маковского и С.Светославского, И.Мурашко и А.Боголюбова и многие другие шедевры. Во время войны все богатое собрание погибло и Гнат Петрович с горечью говорил, что больше никогда не возвратится к коллекционированию. Но вскоре вновь «заболел» старой болезнью. Найти работу, вытянуть ее из небытия, установить подлинность и т.д. - стало для него важным делом, в котором он разбирался как профессионал-искусствовед. Глубокие знания живописи помогали ему в режиссерской и актерской работе. Картины создавали особое эмоциональное настроение. В них он черпал любовь к родной природе, быту.

Г.Юра охотно принимал у себя любителей живописи, знакомил их со своими находками. Его связывала личная дружба с выдающимися мастерами современности, народными художниками СССР Б.Йогансоном, А.Герасимовым, С.Меркуровым, В.Касьяном, А.Петрицким, Н.Глущенко, С.Григорьевым. Еще при жизни большинство картин своей коллекции Гнат Петрович передал музеям Киева, Херсона, Кисловодска и других городов.

* * *

Г.Юра был неисчерпаем в своей деятельности не только в театре, но и за его пределами. Он всегда находился в гуще общественной жизни. Широкий диапазон его интересов позволил глубоко изучить тот пласт жизни, которую он так полно раскрыл в своих спектаклях.