UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЖИЗНЬ, НАПОЛНЕННАЯ ТАНЦЕМ

У художников часто придается огромное значение первому прикосновению к холсту, бумаге - первому мазку, штриху.....

Автор: Наталия Зубарева

У художников часто придается огромное значение первому прикосновению к холсту, бумаге - первому мазку, штриху... В науке о формировании мировоззрения ученого о многом говорит его первая печатная работа. Очень показательным для музыканта представляется его туше - индивидуальная манера звукоизвлечения, прикосновение к инструменту... Какими же особыми приметами должен обладать танцовщик, прежде чем его назовут балетмейстером - создателем балета?

Алексей Ратманский родился в Ленинграде. Детские годы его прошли в Киеве. Профессиональное образование танцовщика получил в Московском хореографическом училище в классе педагогов А.Маркеевой и П.Пестова и в ГИТИСе на балетмейстерском факультете (курс Д.Брянцева). В 1986 году он по воле случая вернулся в Киев и в короткое время стал солистом балета Национальной оперы Украины.

Лауреат многих балетных форумов: республиканского конкурса артистов балета в Донецке (1987, 1 премия), международных - им. С.Дягилева в Москве (1992, 1 премия им.В.Нижинского), им. С.Лифаря в Киеве (1994, 2-я премия в номинации «балетмейстер»). Лауреат многих престижных фестивалей танца в Японии, США, Канаде, России, Украине...

Воспитанный в традициях академической школы, танцовщик Алексей Ратманский обладает филигранной отточенностью танца, сценическим обаянием, музыкальностью, интеллектуальным подходом к роли, обостренным чувством стиля. В репертуаре молодого танцовщика ведущие партии в балетах «Жизель», «Сильфида», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Тщетная предосторожность», «Видение розы»...

В 1992 - 1995 гг. в жизни Алексея произошли значительные перемены. Молодой киевский артист стал солистом Королевского Виннипегского балета (КВБ) в Канаде - одним из первых украинских гастрольных танцовщиков (т.е. работающих по контракту) за последние несколько десятилетий. В репертуаре Ратманского-исполнителя в КВБ - «Жизель» в постановке Питера Райта, «Щелкунчик» Дж. Ноймайера, «Ромео и Джульетта» Руди ван Данцига, «Square Dance» на музыку А. Корелли и «Классическое па-де-де» П.Чайковского в постановке Дж.Баланчина, «Сиреневый сад» Энтони Тюдора, «Конькобежцы» Ф.Аштона, «Зеркала» М.Годдена... Об успехе киевского танцовщика в Канаде восторженно писали местные газеты:

«The Gazette, Montreal»: «Алексей Ратманский ошеломляет зрителей великолепными мощными прыжками и, не сходя с места, превосходно исполняет сложнейшие пируэты...»

«The Dallas Morning News»: «Повергают в изумление легкость, тонкость и совершенство каждого «па» в исполнении Алексея Ратманского, что заставляет восхищаться и танцовщиком, и самим танцем!»

Очевидно, «охота к перемене мест» в жизни Алексея объяснялась не просто страстью к новизне и смене обстановки, а имела особое, символическое значение и даже в какой-то степени предопределила многозначность его творческой судьбы. Заслуженный артист Украины Алексей Ратманский - превосходный танцовщик и талантливый балетмейстер. Такое удачное сочетание двух творческих ипостасей встречается не часто.

Профессиональный балетмейстерский дебют А.Ратманского состоялся в 1987 году на конкурсе артистов балета в Донецке. Танцовщик Алексей Ратманский исполнял хореографическую миниатюру Ратманского-балетмейстера. Ныне творческий багаж 27-летнего балетмейстера насчитывает немало балетных постановок. Многие из них изумляют не только профессионализмом, неординарностью, а также разнообразием тем, направлений и превосходным музыкальным материалом. Излюбленным жанром автора остается хореографическая миниатюра на музыку Дмитрия Шостаковича - «Дуэт-буфф» (опусы 1 и 2), «Гавот», «Сильфида-88», созданные в Киеве, а «Незатейливые танцы» - в Виннипеге. В 1994 году появились «Романтический дуэт» на музыку Нино Рота, «Взбитые сливки» Р.Штрауса, «Утренняя серенада шута» М.Равеля, «Уймитесь, волнения страсти...» П.Чайковского. В творческом арсенале А.Ратманского присутствует также и форма одноактной балетной постановки - детский балет «Ученик чародея» (по балладе И.-В.Гете) на музыку П.Дюка и аллегорический балет на музыку И.Стравинского «Поцелуй феи».

Появилась прелестная балетная «россыпь» и в 1995 году: витиеватая «Юрлиберлю» (что означает название модной прически XVIII века) - хореографическая миниатюра на музыку Клода Дебюсси и Джанфранко Пленицио, «Бедняжки» на музыку Ф.Гласса, «Галоп» на музыку Н.Рота...

- Алексей, вы один из самых молодых балетмейстеров в Украине, кто вы прежде всего - танцовщик или балетмейстер?

- Это жизнь параллельных миров. Пока мне бы не хотелось чему-то одному отдавать предпочтение. Я еще хочу танцевать. Не думаю, что это будет долго, но лет пять, по крайней мере... Я проникся мыслью, бытующей на Западе: люди после тридцати бросают танцевать (исключая «звезд», конечно!). Но я не хочу загадывать... А вдруг как балетмейстер я иссякну? Надо же будет как-то зарабатывать на жизнь? Придется - танцами... (смеется).

- В ваших постановках не видно грани между танцовщиком и балетмейстером! Танцуя, вы просто купаетесь в своей стихии. К тому же у вас как балетмейстера под рукой всегда находится собственное тело - послушный, чуткий инструмент, который в любой момент готов исполнить любую вашу прихоть...

- Согласен. Ведь это очень удобно!

- Это вполне нормально, когда балетмейстер сначала ставит «на себя» и для себя...

- Это зависит в первую очередь от нехватки людей, на которых ты как балетмейстер тратишь свое время и энергию. Долгое время я был единственным исполнителем своих произведений...

- По весомости идей, сценическому имиджу вы, несмотря на молодость, воспринимаетесь опытным мастером!

- Лучше, когда идеи приходят смолоду. А потом идет их разработка.

- Очевидно, это и создает впечатление зрелой и вполне профессиональной работы. Какая направленность ваших постановок?

- Я считаю, что публику нужно уважать и даже серьезные темы преподносить легко и непринужденно. Это мое правило номер один.

- Прямо по Дейлу Карнеги! Это редкий дар - говорить о сложном просто и доступно...

- Чтобы создавать балеты на глубокие темы, надо быть прежде всего философом..

- Вы учились в Московском хореографическом училище... Как, под влиянием чего, рядом с кем проходило становление вашего творческого «Я»?

- У нас подобралась необычайно творческая компания. Мы ставили пьесы, балеты... Для себя, своего круга. Все рождалось спонтанно - в холе, в классе, одной из комнат. Вначале мы просто импровизировали, потом увлеклись классикой... Исполняли свои же ребята.

- О подобной творческой обстановке можно только мечтать! Кто был в то время вашим любимым актером - драматическим и балетным?

- Я обожал в драме Демидову, Чурикову... А из балетных - конечно же Майя Плисецкая - она была недосягаема! Очень много тогда танцевала: «Чайку», «Анну Каренину», «Гибель розы», «Кармен» - балет, который я старался вообще не пропускать!..

- Как у вас сложилась жизнь после окончания училища?

- Я очень хотел остаться в Москве. Не удалось, поскольку не было прописки. Это было для меня большой трагедией... Я очень переживал, ведь я успел сродниться с Москвой. Вернулся в Киев (это был год Чернобыля) и пришел к Валерию Ковтуну - в то время главному балетмейстеру национальной оперы. Просмотрев меня, Ковтун сказал: «Беру». Я благодарен ему за то, что он не побоялся и в первом же сезоне дал мне возможность испытать себя в сольных партиях.

- Удовлетворение работой компенсировало в какой-то степени вашу тоску по Москве?

- Конечно, испытывал ностальгию, так как все мои друзья остались в Москве. Вскоре сняли с должности В.Ковтуна. Я считаю, что для театра это было трагическим событием. Театр, который был тогда на подъеме, потерял высокого профессионала. А потом постепенно начался «развал»...

- Кто был вашим репетитором в Киевском театре?

- После Валерия Ковтуна со мной стала работать Ираида Лукашева. Это - тонкий специалист-репетитор. Совсем не диктатор. Страстная, увлеченная, Лукашова была человеком настроения. Когда она загоралась, работать с ней становилось необыкновенно интересно. Когда же она покинула театр, я перешел к Алле Лагоде. Творческий контакт с ней мне был очень полезен в смысле овладения техникой «напора» на сцене. Ведь без этого - нельзя! Она меня научила смело «идти» на публику, не боятся сцены, помогла раскрыться в полной мере. Кроме этого, Лагода стала вывозить группы танцовщиков после длительного перерыва за рубеж с концертными программами. Благодаря ей в программу одной из них во время гастролей по Франции был включен мой первый «Дуэт-буфф».

- Таким образом, вы стали «неофициальным» балетмейстером, который был всегда «под рукой». Кто из профессионалов проявлял к вам как балетмейстеру интерес или внимание?

- Работая в театре, я участвовал в качестве балетмейстера в вечерах творческой молодежи, благотворительных концертах для сирот... Но по большому счету во мне заинтересованности не было.

- На протяжении трех лет вы успешно работали в труппе Виннипегского Королевского балета. В чем ценность этого творческого периода для вас?

- Я очень доволен тем, что мне удалось повстречаться (не только видеть, но и принимать участие!) с огромным количеством западной хореографии. Я познакомился на практике с творчеством таких известных современных балетмейстеров, как Энтони Тюдор, Руди ван Данциг, Джон Ноймайер... Кроме этого, я имел возможность ежегодно показывать свои новые работы, которые исполнялись на большой сцене профессиональными актерами. В Канаде ежегодно проходят концерты под девизом «Fast forward», т.е. когда любой может ставить все что угодно - компания оплачивает любые постановки и все расходы на костюмы, декорации и т. п. И хотя я с трудом успевал подготовиться к этим концертам, очень старался, так как понимал, что это для меня не только уникальная практика, но и к тому же редкая возможность, которая предоставляется далеко не везде!

- Виннипегский период позади. Мы рады видеть вас в Киеве. Ваши планы, идеи, настроения?

- Я настроен по-боевому! Накопил много разной музыки, которую хочу использовать в своих будущих постановках. Хотел бы завершить свои старые задумки.

В конце 1994 года в Национальной опере Украины, к радости почитателей искусства балета, с большим успехом состоялся блистательный дебют молодого мастера. У себя на родине. За спектакль «Вечер новых балетов» балетмейстер Алексей Ратманский был удостоен ежегодной театральной премии «Киевская пектораль-95».

Алла Лагода, народная артистка Украины:

«Для Киева это беспрецедентный случай - такой молодой балетмейстер поставил вечер современной хореографии. Это событие в балетной жизни Киева! Я горжусь тем, что Алексей, который был в какой-то степени моим учеником, вырос в личность яркую и талантливую. Как балетмейстер он владеет современным языком, оригинальным стилем.

Сергей Бондур, заслуженный артист Украины, лауреат международных конкурсов:

«Алексей Ратманский - балетмейстер новой формации. Стиль его хореографии - неоклассика. Он обладает чувством меры, изысканным вкусом. Это тонкий и умный балетмейстер. Я чувствую себя очень комфортно в стихии его хореографии, понимаю его язык. Музыка его произведений неизбита, сюжетная линия выстроена логично, в ней нет длиннот и пустот. Алексей Ратманский молод и талантлив. Этого балетмейстера ждет большое будущее».

Алла Рубина, заслуженная артистка Украины:

«Мне очень нравится Алексей Ратманский своей свободой взглядов, оторванностью от тягучего, обыденного мышления. Много почерпнув, работая на Западе, он привносит в нашу жизнь рафинированность, элитарность»

Прошел ровно год... Сомнений не было в том, что славная традиция ежегодных (хотя бы!) авторских вечеров балетмейстера Алексея Ратманского, ставшего уже любимым и популярным в Киеве, будет продолжена. Надеемся, что долгожданный «Вечер балетов» Алексея Ратманского, который состоится 10 января на сцене Национальной оперы Украины, станет великолепным новогодним сюрпризом для почитателей искусства балета.