UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЖЕНЩИНА ДОЛЖНА БЫТЬ УМНЕЕ

Мария Арбатова возводит на пьедестал Любовь и Свободу. Ее считают феминисткой, но, похоже, это всего лишь имидж...

Автор: Ксения Мелешко

Мария Арбатова возводит на пьедестал Любовь и Свободу. Ее считают феминисткой, но, похоже, это всего лишь имидж. Как всякая нормальная женщина, она знает цену мужчинам. Но, кажется, у писательницы и соведущей ток-шоу «Я сама» все же больше почитателей среди прекрасных лиц слабого пола... Впрочем, желание Марии Арбатовой баллотироваться в народные депутаты может серьезно изменить расклад сил на политическом фронте, где преимущественно сражаются мужчины.

- В вас многие видят чуть ли не мессию. Как вы чувствуете себя в роли идеала?

- Плохо, конечно. Понимаете, мы сами эту «звездную индустриализацию» породили: если человека все время показывать по телевизору, рано или поздно все скажут: вот это да! Хотя все прекрасно понимают: если постоянно показывать слона, он тоже покажется самым умным...

В этом смысле мне совершенно не нравится, когда на меня возлагают какие-то ожидания. Честно говоря, я не собираюсь их оправдывать. Я не заключаю контракты с дьяволом на мессианскую деятельность... Была как-то ситуация: ко мне подбегает девочка: «Мари Ванна, я делаю с вас жизнь!» А я думаю: «Боже, какой ужас!». Но понимаю, что известность приносит мне пользу в продвижении моих идей... Слава Богу, что у меня появилась возможность стать как бы первой феминисткой в массовом сознании и сделать этот термин известным «на законных основаниях» - это большая удача. Но, конечно, популярность приносит большие издержки. Узнают, например, всегда, когда не надо. А когда надо - не узнают...

- С тех пор, как вы стали общаться с государственными мужами, не упало ли ваше уважение к властьимущим?

- В принципе представители Думы, с которыми я общаюсь, - не Бог весть что... Когда я решила баллотироваться, думала: «Куда я иду? Я же в области политики непрофессионал, у меня нет базового образования». Но, оказалось, не боги горшки лепят...

- Говорят, что в карьере мужчина никогда не пропустит женщину впереди себя.

- Совершенно справедливо. Эти проблемы я уже решала в разных местах - будучи писателем, журналистом... И я не отрицаю, что в нашей стране сделать карьеру женщине очень трудно. Вспомните, каким шоком для всех было появление Хакамады: молодая, красивая и японка... В нашем-то парламенте! Но постепенно привыкли. Я высоко оцениваю практически всех наших женщин, занимающих политические посты. Не забывайте: чтобы женщине получить какое-нибудь кресло во властных структурах, она должна быть в десять раз умнее мужчины, образованнее, сильнее, циничнее и так далее.

- У вас есть идеал среди женщин-политиков?

- Идеального образа нет. Но если говорить об Америке, то объект моего поклонения, безусловно, - Хилари Клинтон. Она - выдающийся политик, совершившая главную стратегическую ошибку, поставив не на себя, а на своего мужа. Сколько лет потеряно! Ведь у нее была возможность на середине срока самой пойти в президенты. Начиная с Утергейтского процесса, она больше зарабатывала, чем муж, думала за него, вообще делала все... И единственные места, в которых прокалывался Билл Клинтон, - те, где она его не контролировала.

Но есть и другой мир. Например, в Скандинавии много очень известных женщин, занимающих высокие посты. Просто мы их мало знаем, поскольку наше общество - проамериканизированное. Например, премьер-министр Норвегии (у нее, к слову, четверо детей) и ее муж - заметное лицо в оппозиционной партии. И ничего. Когда в Швеции министром культуры стала женщина, у которой самый младший ребенок (четвертый или пятый - уже не помню) был совсем грудной, она сказала, что готова стать министром культуры, но при условии, что два дня она будет работать дома по Интернету. И это ни у кого не вызвало недоумения. Когда же мы спросили: «Ее некем заменить», обычные шведы нам ответили: «Заменить-то можно, но человека ее квалификации в Швеции больше нет».

Я помню, когда мы сидели в шведском парламенте, в зал гурьбой вошли роскошные бабы: на шпильках, в коротких юбках... Мы спрашиваем: «Это секретарши?» - «Нет, это министры». Мы все в шоке так и откинулись...

- Слышала, у вас есть дача в Украине...

- Когда мы покупали дачу в Черкасской области двадцать лет назад, я совершенно отчетливо понимала, что это заграница. Хотя украинцы тоже говорят по-русски, они сделаны из другого материала. Мне хотелось, чтобы мои сыновья летом жили в другой стране, чтобы они дали волю своей украинской крови.

- Теперь, исходя из собственного опыта, можете утверждать, что украинцы и русские - два совершенно разных народа?

- Несмотря на то, что корень у нас один, менталитет - абсолютно разный. Именно поэтому я и покупала дачу в Украине. Украинская деревня - сытая, богатая, чистая, красивая, не матерящаяся... Я хотела растить детей вот в таком мире - красивом, ярком... Я очень люблю Украину. Правда, есть и издержки... Вот, например, с моей землей сейчас делают Бог знает что.

- Объясняя, что вы - москали, залазят в огород и все воруют?

- Какой у нас огород? Представьте себе: я и огород... Дом постоянно обворовывают. Ну, что делать...

Конечно, украинцы гораздо ближе к немцам по психофизике. Но для меня это плюс, а не минус. Украина и Россия - две совершенно разные страны. У вас купаются и в мае, и в сентябре... А в России этого удовольствия нет. Как говорил Розанов: откуда вся эта тоска православия? Потому что мало солнышка, долги ноченьки... Моя подруга Елена Эрнандес тоже купила дачу - рядом с моей. Мы пытались сделать такое украинское Переделкино. И однажды она, как специалист по пластике, говорит: «Слушай, я не понимаю... Вроде бы народ близкий, но украинцы по-другому ощущают себя в пространстве. У них прямые спины... Они более гордые...». А потом говорит: «Ну, конечно, будешь гордым, когда три урожая в год снимаешь...». Конечно, земля определяет национальный характер. Украинцы пропалывают сорняки, а русские удобряют, удобряют, но урожая все равно нет...

- С другой стороны Швеция в начале века была самой отсталой аграрной страной в Европе.

- Понимаете, Швеция - страна с древнейшей культурой. Викинги уже тогда все умели. У них история победила природу, а у нас еще нет. Но у русского человека культ труда гораздо ниже, чем у украинцев. И потом, украинцы, по моему глубокому убеждению, - язычники. Они такие: «Жизнь как праздник!» Я помню, была потрясена, когда впервые увидела украинские похороны: бросали цветы, впереди гроба несли хлеб, а цветы посыпали гречкой... Это какой-то карнавал... Похожий на испанский карнавал смерти. А смотришь на него и вроде уже не так страшно.

- Что вам не нравится в украинцах?

- Знаете, украинцы, с которыми я общаюсь в селе, - это в основном старики, потому что молодежь выехала в город. Эти люди пережили оккупацию, голод. Это очень сильно надломленные люди, видевшие людоедство своих соседей. Они об этом даже не говорят - только крестятся. Это, конечно, люди особые.

Но во всех остальных смыслах - исключая то, что ваши люди меньше пьют и больше работают, - украинцы и русские в общем-то одинаково европейцы.

- Любопытно, каким будет идеал женщины?

- На самом деле тип современной красоты создан модельерами-гомосексуалистами, которым совсем не нужно, чтобы у женщин были какие-то выпуклости. А когда женское тело не вызывает интереса... Впрочем, мода постоянно меняется, меняется и социальный идеал женщины.

- Мы придем к матриархату?

- Что такое матриархат? Была материнская семья, все трахались со всеми, нельзя было выяснить, от кого чей ребенок. Вот женщина и помнила, что родила ребенка, но не помнила от кого. Поэтому род продолжался по женской линии... Но матриархата у нас никогда не было в чистом виде. Он нам не нужен, потому что шовинизм с женским лицом такой же, как и мужской шовинизм. Феминистки всегда оказывали очень сильное влияние на общество даже тогда, когда считалось, что их нет. Сначала все западные феминистки придумали стиль «унисекс»: свитера, короткие стрижки... Потом они исправили законодательство и решили: а почему мы себя должны лишать кайфа? И начали одеваться в супернаряды. Потом пришло время, и все западные страны переоделись в деловой костюм, который придумал один американец. Этот ужасный милитаристский костюм: пиджак и короткая юбка. Кстати, согласно исследованиям выяснилось, что мужчина «выдает» очень высокую агрессию на производстве, когда видит женщину в брюках. Потому что считает ее конкурентом.

Сегодня западные женщины уже решили проблему независимости, они уже одеваются так, как им хочется. Посмотрите, например, как одевается Мадлен Олбрайт. У нее какие-то рюшечки-фигнюшечки, шляпки, плащики... Высший свет! Все идет в зону освобождения... Мы тоже придем к равноправию полов.

- На что вы обращаете внимание, когда знакомитесь с мужчиной?

- Зависит от цели знакомства: деловое, сексуальное, светское... Если деловое - то каким деловым партнером человек может оказаться: насколько он собран, насколько себя слышит, отвечает ли за свои слова, насколько он «понтится». Если цель знакомства - сексуальная, смотришь, что будет, если мужчину раздеть.

- То есть должна быть фактура.

- Да, я всегда была эстеткой. При прочих равных данных фактурный мужчина, конечно, предпочтительнее. Глядя на человека в первый раз, все равно снимаешь какую-то информацию по тому, как он одет, как двигается; все можно про него понять. Нет, не все... Хотя бы понять: интересен он тебе или нет.

- Каким должен быть мужчина, чтобы вы обратили на него внимание?

- Породистым, образованным, социально успешным. Последнее очень важно. Знаете, мой предыдущий брак распался в 1991 году. Это был замечательный брак: успешный муж, дети... Все очень красиво - просто обложка журнала. Но пришла пора новых экономических реальностей и муж перестал зарабатывать. Брак этого не выдержал. Мы разошлись. Плохо, когда мужики впадают в депрессию...