UA / RU
Поддержать ZN.ua

Железный поток

Если так пойдет дальше, то американским инопланетянам и остальным заокеанским кинозубодробителям вскоре и вовсе лимитируют место на отечественных экранах...

Автор: Алексей Конюх

Если так пойдет дальше, то американским инопланетянам и остальным заокеанским кинозубодробителям вскоре и вовсе лимитируют место на отечественных экранах. Потому что на них, на экраны, уверенной поступью идет мощный кирзовый сапог нового российского ура-патриотического кино: все дальше, все круче, все уверенней. Несколько картин текущего репертуара — «Бархатный сезон», «Зеркальные войны» — не разуверят зрителя в том, что именно российский боец мигом уложит на одну лопатку всех вместе взятых рэмбо и конан-варваров...

Героиня знаменитого романа Маркеса «Сто лет одиночества» Урсула Игуаран за свою мифически долгую жизнь пришла к двум неутешительным выводам. Первый не слишком оригинален — все в мире идет по кругу. Куда интересней второй — «нарастающее ухудшение качества времени». Впрочем, чтобы доказать правоту пессимизма классика, вовсе не нужно жить так долго. Достаточно вышвырнуть из своей жизни каких-то сто минут и посмотреть очередной российский «экшн» с несуразно громоздким названием вроде «Зеркальные войны: Отражение первое» или «Мужской сезон: Бархатная революция». Конечно, плевать в колодцы советского кино не стоит. И не будем. Но к чему лукавить — на десятки фильмов, который составляют «золотой фонд», приходились сотни, о которых мы надеялись забыть навсегда. Эти бессовестные и бесталанные агитки приносили их авторам солидные дивиденды, а зрителю активно пудрили мозги. Главная идея всего этого «Железного потока» была: «Мы впереди планеты всей, и потому против нас кто-то что-то замышляет». Как потешались потом над этими фильмами и над их доверчивыми зрителями — то есть над самими собой! И были абсолютно уверены, что этот псевдопатриотический бред никогда не попадет на наши экраны. И тут такое дежа-вю!..

Что поделаешь — после распада СССР, в течение почти десяти лет Россия никак не могла внятно сформулировать новую национальную идею. Попытались вернуться к царским временам — выглядело нелепо. А Голливуд наступал, и практически каждый жанровый фильм подспудно нес американскую идеологию и систему ценностей (собственно, как и в любом национальном кинематографе). Но кинематограф сверхдержавы должен завоевывать, отстаивать старые новые идеологические территории. Россия может потерять все, но только не свой статус «особой» страны. И потому наступление российского «Мужского сезона» выглядит вполне логично. Это их ответ Чемберлену.

Фабула фильма Олега Степченко обещала вполне смотрибельный боевичок о хорошем майоре, который чуть ли не в одиночку борется с мировым наркобизнесом. Тут и личные мотивы (бывшую жену на иглу подсадили), и честность природная, и методы, очень симпатичные рядовым гражданам — так их, гадов, мочить без разговоров. Но авторов явно понесло в другую сторону, они решили под этим соусом, как бы ненавязчиво, провести краткий курс политинформации.

Итак, все плохо, ужасно и страшно. Пока несознательная молодежь вроде дочери главного героя и ее приятелей развлекается, наркопромышленность не дремлет. Вокруг сплошные наркодилеры (товарищ, будь бдителен!), под землей, в заброшенных тоннелях московского метрополитена расположились целые цеха по фасовке наркотиков. Занимается этим огромное количество обезволенных кокаиновой пылью людей-рабов. Все контролируется мафией, одни люди куплены, другие запуганы. Была бы полная безнадега точка ру, если бы не два майора — Вершинин и Суворовцев. Хороший и плохой полицейский. Но в отличие от американского канона, здесь «хороший» явно идет на поводу у «плохого», покрывает его, защищает перед начальством и даже деньги одалживает.

Дальше. Миром правит мистер Сорс. Это он под прикрытием благотворительной деятельности торгует наркотой. Это он с помощью «бархатных революций» ставит во главе стран «третьего мира» безвольных марионеток, дающих дорогу его преступному бизнесу. Ух, этот мистер Сорс — никак ему дефолт простить не могут. А чтобы в суд не подал, так букву пропустить можно, понятно о ком речь. В Америку он, кстати, свой товар не возит и другим не дает. «Не рубите сук, на котором сидите», — с дьявольской усмешкой говорит он в ответ. Ясно, в чем суть? США одурманивают народные массы других стран, и потому безраздельно правят миром.

Ну, а самое главное и актуальное, на что призваны открыть глаза наивных жителей СНГ — на сущность «бархатных революций». Тут у нас особый интерес, поскольку вот уже почти год, как это явление у среднего россиянина, смотрящего отечественные новости и политическую аналитику, стойко ассоциируется с Украиной. Целый год русский народ мучается — как такое могло произойти?! Последние президентские выборы в нашей стране рассматривались там только под одним углом зрения — борьба пророссийского кандидата и прозападного. Все остальное — демагогия, или нечто несущественное. Как же могла Украина в течение 13 лет дважды отвернуться от России? Ну, в 1991 году все понятно — глупая компартия разворовала и распустила страну, тут еще этот путч, да националисты голову подняли. В общем, струхнули хохлы, бросили братьев-славян в трудную минуту. Но русский человек незлопамятен — какое-то время. Если б еще Крым отдали, пусть живут отдельным государством, дураки такие. Тем более что Запад, куда направились продолжатели дела Мазепы, особо их не пускает, и негласно признает Украину «сферой российского влияния». То есть такая независимость — номинальная. Но оранжевая революция оставила полную растерянность в умах россиян. На что же «купились» украинцы, да и грузины, в этот раз? «Мужской сезон» дает объяснение, вполне укладывающееся в стереотипы. Прозападного кандидата завезли в качестве американского десанта — мистер Сорс возит будущего президента африканской страны за собой в самолете, будто диковинную зверюшку. Сам кандидат — бывший мелкий торговец наркотиками. Вот он моральный облик лидеров «бархатных революций»! И все это делается только с одной целью — захватить рынки сбыта, подчинить национальную экономику интересам другой страны. А народ: ну пыли кокаиновой нанюхался, апельсинами наколотыми подкрепился и пошел на баррикады.

Все это напоминает беседы доморощенных политологов на прокуренных кухнях — и по уровню мышления, и по степени убеждения в собственной осведомленности. Вершиной этого эксклюзивного знания становится появление всеведущего героя Василия Ливанова «из бывших» агентов, знающего о местонахождении и передвижениях всех воротил преступного мира лучше всех разведок вместе взятых. Это же элементарно, Ватсон!

«Зеркальные войны» напротив утверждают, что России с Америкой надо дружить. Еще бы, даже название «позаимствовало» раскрученный штатовский брэнд. Но, как и с беглой гласной в фамилии Сорс — не придерешься. Вот они и дружат, а некие темные силы хотят их поссорить. Американцы же так до сих пор и не уверены «хотят ли русские войны»? Ниточки тянутся к горам Северного Кавказа. Куда же еще?

В этом фильме тоже немало познавательного. Например, мы узнали, что уникальные пилоты суперсамолетов, под названием «Саблезубый» (трепещите, враги невидимого фронта), на тренировочные полеты отправляются после ночи бурной пьянки. Что подстрелить таких пилотов, которых всего пять человек на страну, особого труда не составит. Что китайские спецслужбы «подрабатывают», выполняя черную работу террористов. Что под прикрытием экологических миссий, в Россию проникают шпионы. А мы думали, чего они понаехали? Вот, оказывается, зачем. Что вступать в интимные отношения с иностранками почти автоматически означает предательство родины. Что трасса самолета президента США пролегает недалеко от места проведения показательных полетов — очень удобно для атаки. Возьмем на заметку.

Таких «открытий» достаточно в обоих фильмах, и все они — родом из советской пропаганды. Это вновь истории о мистере Твистере и персонаже известной песни Высоцкого о шпионе Джоне Ланкастере. Только на еще более низком уровне. Увы, если мир движется по спирали, то явно вниз. Вот и пригодился бронепоезд, стоявший на запасном пути. Только за это время он весь проржавел и упорно отказывается ездить. Но его починят — в этом нет сомнений. Вот идет же — талантливая реабилитация «братков» 90-х — в «Бумере» погоревали, в «Бригаде» посочувствовали, в «Жмурках» посмеялись...

«Это не мы такие, это жизнь такая», — изрек, и взялся за ствол — убивать налево и направо, согласно новым веяниям этой самой жизни. Если надо и образ врага слепится, и герой найдется, и идеи приложатся. Пока что наблюдаем беззубые поделки с ложным пафосом и глупыми претензиями, над которыми можно только смеяться. Но как-то не хочется...

Пять самых ожидаемых мегабюджетных
(до 20 млн. долл.) проектов российского кино

«Волкодав» — фильм Николая Лебедева, который он снимает два года в глуши, грязи и самых дорогих павильонах. Лента-фэнтези о первобытных нравах людей, тварей и воинов. Заняты самые мощные молодые силы — Александр Домогаров, Игорь Петренко. Предполагаемый старт в прокате — весна 2006-го.

«Ночной дозор-2» — продолжение похождений Темных и Светлых сил, между которыми заблудился герой Хабенского. Сценарист Лукъяненко и режиссер Бекмамбетов обещают, что света в сиквеле будет больше.

«Чингисхан» — над проектом работает Сергей Бодров (отец погибшего Бодрова). Бюджет засекречен, но известно, что планируется совместное производство с рядом стран, в том числе и Монголией.

«Бумер-2» — еще одно продолжение на этот раз похождений братанов, загубивших в первой серии новенький бумер. Некоторые из них воскреснут во второй части и вновь отправятся искать на свою голову приключения. Режиссер Петр Буслов пригласил на одну из центральных ролей нашего Николая Олялина.

«Утомленные солнцем-2» — Никита Михалков обещал реанимировать Митю, героя Олега Меньшикова, который в первой части порезал себе бритвой вены в ванной. Подросшая дочка Никиты Сергеевича сыграет медсестру. Основа фильма — трагедия Сталинградской битвы как фон частной истории. Этим летом уже стартовал съемочный этап «Утомленных».