UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЖЕЛАНИЕ ТЕАТРА» НА «ПЛОЩАДКАХ БЛАЯ»

Представьте, любезный читатель, что вы приглашены на театральный праздник во Францию. Вы решили во...

Автор: Георгий Пилипенко

Представьте, любезный читатель, что вы приглашены на театральный праздник во Францию. Вы решили вопросы спонсорства, точнее меценатства, при помощи обеспокоенных состоянием культуры руководителей промышленности города создали вариант спектакля в расчете на франкоязычную публику, ввели в художественную структуру переводчика и в путь - фестивалить.

От современного огромного вокзала Монпарнас скоростной поезд домчит вас по солнечным ухоженным просторам Жиронды и старинного Бордо к цели путешествия - Блая. Вокруг виноградники и замки с огромными макетами бутылок. Очевидно, недостаточно уже только доброго вина и тщательно подгримированных руин старинной цитадели Вабан, сооруженной в конце XVII столетия, чтобы привлечь туристов в местечко Блай. На его площадях, в башнях и казематах разрушенной временем крепости проходят спектакли трупп, приглашенных организационным комитетом во главе с госпожой Ан-Мари Ляфон: четыре профессиональных театра из Франции и четыре любительские молодежные труппы из Чехии, Германии, Франции и впервые из Украины (Белая Церковь).

Фестиваль «Площадки Блая», стартовавший уже шестой раз, деловым ритмом и характером был похож на жителей Жиронды, которые много и тяжело работают, но знают вкус к развлечениям. Встречались после завтрака, в гимназиях и театрах шли репетиции режиссеров, которые привезли любительские спектакли. Первый час - разогрев. Его проводили французские специалисты, составлявшие организационный комитет.

После обеда проходили встречи с профессиональными актерами и режиссерами: Пьером Лакомбом, П.Андриеном, Пьером Дебошем. Потом снова репетиции своих спектаклей, а далее просмотр, до или после ужина. И общение, общение с единомышленниками на смеси англо-франко-русского языка.

Немецкая труппа, возглавляемая Катрин Бюнгер, привезла иррациональное «Интермеццо» Жана Жироду, французы представили версию «Ромео и Джульетты» в интерпретации Ан-Мари Горбачевски, чехи удивили «Старой дамой» по Даниилу Хармсу, которую подготовила по собственному сценарию Ярка Петрова. А мы, то есть самодеятельный антиакадемический молодежный театр «Лица и маски», репрезентовали спектакль «Принц. Планета Любви», поставленный по произведениям Антуана де Сент-Экзюпери автором этих строк. Спектакль о еще совсем молодом литераторе, пытающемся выйти из творческого и жизненного кризиса, в который ввергли его еще неогрубевшую душу социальные раздоры в стране и первые недоразумения супружеской жизни, пути несвободы перед любящей душой. Его творческую натуру постепенно стискивают неурядицы быта, не считающегося со своеобразием труда работника искусства. И тогда - эклектическое путешествие в детство к очарованной душе, как писал другой великий француз. Еще не «качают права» разные комплексы, не утрачена непосредственность. Как понять ребенку антигуманность и абсурд игр и игрищ, приводящих к катастрофе не только в семье, но и в политике, идеологии, в экономике, религии, искусстве? Ребенок познает мир через игру как неотъемлемость его существования. Взрослый возвращается в чистый мир детства через сохраненную духовность.

В спектакле играли дети: Вася Скоропуд, Женя Федоренко, Наталья Корда, взрослые: Юрий Горбаченко, Юрась Красюк и Ирина Тодосиенко.

Но можно ли передать философию спектакля, где доминирует слово, фестивальному зрителю? Представление посвящалось детству каждого и напоминало, что «каждый взрослый был когда-то ребенком, только мало кто об этом помнит». Именно этот спектакль открывал 30 августа любительскую программу «Желание театра» шестого театрального фестиваля «Площадки Блая». А еще 26 августа театральными площадками делового и в то же время уютного города становились то ярмарка, где запахи морских даров из устья Гарроны и Бискайского залива смешивались с ароматами прославленной французской парфюмерии, то бастион заботливо досмотренных руин.

Другие спектакли проходили под открытым небом, в казематах, в полуразрушенных временем башнях, задействованных под театры с разной степенью комфорта. Но разве комфорт привлекает в театр зрителя? Билет на спектакли, стоивший 50 франков, предупреждал, чтобы тепло одевались и приходили заблаговременно.

Присмотримся к публике. Высокая мода Франции склоняется к буржуазным ценностям, но публика фестиваля и участники в разнообразии манер поведения и одежды имели общую черту - безразличие к респектабельности. И это бросалось в глаза особенно нам, ибо улицы наших городов благодаря вкусам «новых украинцев» и их последователей, заполнены однообразной одеждой.

Телевизор в ходе фестиваля оставался слепым и глухим в течение всей недели, этого рабочего праздника театра. Все были нацелены на непосредственное общение.

На занятии по актерскому тренингу Ю.Горбаченко - он сыграл молодого писателя в спектакле «Принц, Планета Любви» - усложнил, «разогрев» актеров радостью общения с интересным человеком. Хорошим подарком стала встреча с Мари-Ан Горбачевски, французской актрисой и режиссером-педагогом, которая сыграла в свыше сорока спектаклях, да еще в перерывах, как она сама выразилась, родила пятерых деток. И кроме них еще воспитывает молодежь в созданном ею театре Порт Бле в г.Тарби.

Французская версия «Ромео и Джульетте было 15 лет» не создавала языкового барьера. Шекспировская трагедия была сыграна в черном пространстве сцены театра Маскаре под старинными сводами в сопровождении григорианских хоралов четырьмя парами юношей и девушек, по очереди вселявших в свои души чувства веронских влюбленных. Зал, в целом такой же молодой, не без скепсиса воспринимал перипетии чувств бессмертных влюбленных, откликался на юмор в первой части и сдержанно относился к трагизму финала. Ну не хочется молодым трагедии!

Наш театрал припомнил в очереди пар Ромео и Джульетт нашумевшую московскую постановку. И не удивительно - Мари-Ан Горбачевски не только имеет русскую фамилию (ее муж потомок эмигранта), она училась в ГИТИСе. Это до сих пор престижно в театральных кругах Франции. Мари-Ан увлечена славянской культурой, играет в представлениях по произведениям Чехова. Одна из ее лучших работ - моноспектакль по «Реквиему» Анны Ахматовой, созданный вместе с режиссером Н.Зверевой из

ГИТИСА.

Благодаря приглашению СЕМЕА - французской организации, которая занимается вопросами просвещения и культуры в программе «Желание театра», впервые звучал украинский язык. Из 80 минут только три были отданы переводу. Спектаклю по произведениям Антуана де Сент-Экзюпери сопровождали аплодисменты, что позволяет сделать вывод - мы поняты, приняты. И все-же театр, в котором так много значит слово, - для соотечественников.

Пролетела фестивальная неделя. Пора и честь знать. Ведь наше пребывание во Франции стало возможным только при материальной помощи СЕМЕА, мэрии Белой Церкви и содействию Французского культурного центра. Мы выезжали раньше, чем окончился праздник. Но мы не чувствовали себя бедными родственниками театрального процесса. В любое время, в любых условиях каждый может ставить себе требования европейского уровня.