Балетная Москва — особая тема. Наличие коллективов самого различного направления и художественного уровня, многочисленные премьеры, гастроли, традиционный интерес к искусству танца — все это создает «зону повышенного внимания». В недавние годы в российской столице было 26 театральных балетных коллективов. К сожалению, пристальное внимание далеко не всегда предполагает серьезный анализ творчества или связанных с ним проблем. Огромное количество изданий больше привлекает «бульварный» аспект — личная жизнь артистов, приправленная слухами и домыслами.
Быть может, таких столкновений, как в шоу-бизнесе, не происходит, но страсти все равно накаляются. Так всегда было, так есть и, вероятно, будет. И хотя тесемки на пачках не обрезают и кнопки в пуанты соперницам не кладут, кто-то ревнует к чужой славе, кто-то незаслуженно отодвинут в тень, а кого-то наоборот, без устали «раскручивают». Обид всегда хватает, но сцена «проявляет» всех как лакмусовая бумажка. Ни династическая фамилия, ни титулы, ни реклама не спасут бездарность.
В этой непростой обстановке «Русскому балету» Вячеслава Гордеева удается не только держаться на плаву, радовать зрителей роскошными премьерами, но и оставаться в числе самых уважаемых коллективов Москвы.
«Творческое кредо Московского государственного театра «Русский балет» заключено в его названии, — говорит Вячеслав Гордеев — народный артист СССР, профессор, художественный руководитель театра. — С самых первых шагов (а коллектив существует с 1981 г. и с 1984 г. им руководит В.Гордеев. — Авт.) мы взяли курс на сохранение шедевров богатейшего классического наследия русской хореографии. Постепенно афиша театра, составленная известными па-де-де и миниатюрами, обогащалась спектаклями. Сегодня у нас идет практически вся русская классика: «Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Коппелия», «Дон Кихот». В наших дивертисментах произведения Фокина, Горского, Петипа.
«Русский балет» — созвездие солистов. Это тоже принцип формирования труппы. Любой артист способен не только пополнить ряды кордебалета, но и исполнить сольную партию. Однако не следует думать, что «Русский балет» превратился в хореографический музей. С театром сотрудничали видные хореографы В.Елизаров, Борис Эйфман, Леонид Лавровский, Игорь Чернышов, Нелла Назирова и многие другие.
В процессе создания концертных программ или подготовки наших артистов к участию в международных конкурсах я с увлечением работаю над постановкой номеров с выразительными средствами модерна, неоклассики, элементами джаз-танца и т.д. Здесь и музыка совершенно другая: песни Таниты Тикарам, ансамбля «Манхэттен трансфер», аргентинский фольклор…»
Рабочий график театра очень плотный. В ноябре прошлого года, к 20-летнему юбилею коллектива, состоялась премьера «Золушки» С.Прокофьева. Это было, по сути, триумфальное возвращение балета, впервые поставленного в Москве в 1945 году с великими примами Галиной Улановой и Ольгой Лепешинской в главной роли. В Москве «Золушка» сегодня претендует на эксклюзивность. Ее нет в репертуаре ни одного столичного театра. А музыка С.Прокофьева, как оперная, так и балетная, весьма востребована на Западе.
Вячеслав Гордеев признается, что премьера далась ему весьма нелегко.
«Хотя сказка прелестная, благородная, красивая, — говорит он, — не каждый балетмейстер рискнет обратиться к этой музыке. В балете действительно много сложного и непонятного. Я попытался внести в спектакль больше логики, сделать его более динамичным. Мне кажется, зрителю всегда интересно встретиться со всеми героями еще раз, и не только на поклоне. Поэтому впервые лирический финал спектакля оживлен веселой мазуркой».
Маэстро решил сделать произведение пропорциональным, объединить классический балет и гротесковый. Вальсы, танцы Золушки, путешествия Принца тяготеют к классической основе. К путешествиям Принца, кроме условного Востока и Испании, добавились Турция, Египет и Россия.
Отдельного упоминания заслуживает оформление постановки — великолепные костюмы и декорации Юрия Устинова. Словом, «Золушка» стала событием театрального сезона. Для труппы «Русского балета» это означает лишь то, что приглашения на гастроли посыплются с еще большей частотой и настойчивостью. В ближайших планах — помимо гастролей — постановка «Сильфиды», балета
В.Гордеева «Последнее танго», вечера романтической хореографии.
Театр «Русский балет» с удовольствием покажет свои спектакли в Украине. Вообще с Украиной у труппы давние связи. В спектаклях театра не раз выступал Вадим Писарев вместе с женой Инной Дорофеевой, участвовал он и в юбилейном вечере Вячеслава Гордеева. Успешно прошли в разные годы гастроли театра в Харькове, Одессе, Днепропетровске.
В Национальной опере ценители искусства смогут провести с «Русским балетом» четыре прекрасных вечера. 28 мая зрители столицы Украины увидят балет «Дон Кихот» и Гала-концерт солистов театра, 29 мая — «Золушку», 30-го — «Спящую красавицу» и 31-го — «Лебединое озеро». Гастроли организовывает продюсерское агентство «Этуаль» при поддержке Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ Виктора Черномырдина.