UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗЕМЛЯ И НЕБО КИЕВА

Знаете, как это бывает: идея, казалось бы, носится в воздухе, настолько она очевидна. Но взяться за нее всерьез никто не решается: одному не хватает таланта, другому - смелости, третьему - времени или денег...

Автор: Анатолий Лемыш

Знаете, как это бывает: идея, казалось бы, носится в воздухе, настолько она очевидна. Но взяться за нее всерьез никто не решается: одному не хватает таланта, другому - смелости, третьему - времени или денег. Но приходит человек, и все у него получается, и расплывчатые мысли становятся конкретными делами, воплощенными в чертеже, в металле или в книге.

Так получилось и с телевизионным циклом о Киеве. Тысячи историков, экскурсоводов, просто жителей, влюбленных в свой Город (я позволю себе писать его, следуя Булгакову, с заглавной буквы), мечтали увидеть его запечатленным, и не просто в любительских видеосъемках, а в полновесных телефильмах, передающих неповторимую ауру его гор и урочищ, улочек и проспектов, грандиозных соборов и неказистых двориков.

«Земля и небо Киева» - такое точное и емкое название у цикла телефильмов Галины Крюковой, снятых телекомпанией ТЕТ. Это кино - воистину поэтическое, ибо говорить о Киеве, не переходя на язык поэзии, невозможно. И отныне мы все, проходя по родному Городу, будем смотреть на него отчасти и глазами Галины Крюковой.

- Галина Васильевна, прежде всего, позвольте поздравить вас с тем, что ваш цикл «Земля и небо Киева» стал лауреатом конкурса телевизионных программ, проводившимся Нацсоветом по телевидению и радиовещанию Украины.

- Причем, насколько я знаю, это была единственная награжденная передача на русском языке. Сама формула «Земля и небо Киева» принадлежит Мирону Семеновичу Петровскому, он мне ее подарил, за что ему огромное спасибо. Эта формула оказалась очень емкой и продуктивной, и я стараюсь быть на ее уровне. Получилось так, что основным героем цикла стал сам Киев. Все делалось на огромной волне изумления перед этим Городом, перед его неповторимостью, его стойкостью, его долготерпением. На волне счастья - просто взять и спуститься по Андреевскому спуску, пройтись по Подолу, на волне восхищения перед вертикалями Лавры и Софии, перед всеми золотыми куполами.

А самая первая передача цикла родилась из другой формулы, которая сидела у меня в голове: «Господин Андреевский спуск».

- По аналогии с «Господином Великим Новгородом»?

- Может, подсознательная аналогия и была, но, главное, я воспринимала эту улицу как нечто единое, цельное, как живую личность, которую хочется величать с почтением. Я пыталась рассказать о ней, о каждом доме. То, что я говорю в кадре, - это спрессованный, суммированный труд многих людей. Не только моей съемочной группы и телекомпании ТЕТ, поверивших в меня и предоставивших полную свободу действий. Но и авторов десятков монографий, исторических статей, великому множеству писателей, поэтов, оставивших строки о Киеве и Андреевском спуске. Авторов справочников, путеводителей, просто старых и юных жителей Города, у которых я набиралась знаний, любви и энергии, чтобы делать свою работу.

Потом была передача «Господа с Андреевского спуска». Это наиболее интересные люди, оставившие свой след в истории Киева, и сведения о которых есть в чудесном Музее одной улицы - музее Андреевского спуска, где директор мой ученик Дмитрий Шленский.

В третьей передаче цикла «Рождественское созвучие миров» - речь шла о таинственном и загадочном, о переплетении язычества и христианства в сознании современников, которые все равно остались и древопоклонниками, и огнепоклонниками, и идолопоклонниками, и даже в какой-то степени верящими в нечистую силу. Сценарий этой передачи мы писали вместе с Алексеем Кононенко, а снимали в музее в Пирогово. Представьте: Рождество, мороз, снег - и настоящий крестный ход на озеро, где изо льда был вырезан трехметровый сверкающий крест.

Сделала я передачу «Тайный патриарх Киева» - о Выдубицком монастыре, и другие телезарисовки.

- Как рождаются ваши сюжеты, из чего они вырастают?

- Их диктует сам Киев. А рождаются они как бы из одного кадра, словно бы увиденного мною за много дней до съемок. В подготовке материала о Выдубицком монастыре меня преследовал образ лестницы, ведущей на колокольню, которую на самом деле я никогда раньше не видела. Хотите верьте, хотите - нет: она мне привиделась.

- Галина Васильевна, как вы пришли на телевидение?

- Я профессиональный филолог, двадцать пять лет преподаю в пединституте имени Горького, теперь имени Драгоманова, и читаю несколько курсов по русской литературе. Веду спецкурсы: по Михаилу Булгакову и по поэзии «серебряного века». И, наверное, никогда бы не связала свою судьбу с телевидением: меня не привлекала ни карьера ведущей, ни карьера киноактрисы. Но так получилось, что однажды меня пригласили вести передачу «Что, где, когда». Спустя несколько лет Украинское телевидение предложило мне провести телемост «Киев - Бирмингем». Я не журналистка, этим ремеслом, как и всяким другим, надо владеть. И было странно, что меня, профессионального преподавателя, приглашают работать в кадре. Но потом я почувствовала, что, используя ТВ, можно говорить о вещах наболевших, выстраданных, даже таких, на которых было как бы табу. Например, еще в 1988 году мне удалось сделать две передачи об Анне Ахматовой. Появился цикл о судьбах русских поэтов, писателей, связанных с Украиной и Киевом: «Паустовский и Украина», «Виктор Некрасов в Киеве», три передачи о Максимилиане Волошине. Затем - любимый и оплакиваемый мной Борис Чичибабин. Две части передачи «Киевская палитра Булгакова», где рядом со мной в кадре был Мирон Петровский, который прекрасно рассказал о всех метаморфозах Киева в воображении Булгакова. Это были передачи того литературного цикла, который буквально витал в киевском воздухе.

Всего было около двух десятков передач, которые имели своего зрителя, мне кажется, очень благодарного. А через несколько лет телекомпания ТЕТ предложила мне создать этот цикл о Киеве. Меня никто ни в чем не ограничивает: ни в выборе тем, ни в пленке, ни в съемочном времени. У меня великолепная съемочная группа: режиссеры Александр Столяров и Александр Катунин, оператор Сергей Коваленко и помощник режиссера Саша Башкиров, и водители, и осветители. Все они помогают мне своим участием.

- Киев - неисчерпаем. И все-таки, над какими сюжетами вы сейчас думаете, работаете?

- Во-первых, это обещанная мною передача: Киев с высоты воздушного шара. Я бы хотела признаться в своей любви к Киеву, пролетая над ним. Но меня останавливает мой оператор Сергей Коваленко: он говорит, в корзине шара невозможно будет меня снять, нужно расстояние в 2-3 метра. Но показать Город с птичьего полета - это огромный соблазн. Во-вторых, хочется сделать следующую часть передачи о родном Подоле, от Контрактовой площади до Куреневки. Рассказать об астрологической карте Киева, о загадочном явлении: линии церквей и линии кладбищ.

- Вам не кажется, что многие, живущие в Киеве, не чувствуют его красоты, его ауры, да и сам Киев, из-за нашествия мусорных куч и иностранных цветастых вывесок, порой теряет свой дух?

- Павел Первый некогда запретил слово «гражданин» и ввел слово «обыватель», как «бытующий там-то». Каждый киевлянин умрет с Киевом в душе. Но иногда киевлянин, прожив свой век в Киеве, может его и не заметить. Не «прирасти» к Киеву. Я без претензии к этим людям. Я в претензии к самой себе: никто не попытался их взять и заставить оглянуться на Город, в котором они живут. Впрочем, я могу хоть сжигать себя в кадре на фоне Выдубицкого монастыря и размахивать при этом Булгаковым, а кое-кого это никак не «достанет»... Я это прекрасно понимаю. И все-таки, все-таки...

- Галина Васильевна, ваша семья оказалась творческой и сочувственно вас поддерживающей. А ваша дочь Ольга, очень оригинальная певица, стала недавно лауреатом «Пісенного вернісажу-96». С чем я и вас, и ее поздравляю!