UA / RU
Поддержать ZN.ua

Заяц над «бездной»

Намедни в Амстердаме был представлен короткометражный анимационный фильм «Big Buck Bunny» от Blender Institute....

Автор: Владислав Сурнин

Намедни в Амстердаме был представлен короткометражный анимационный фильм «Big Buck Bunny» от Blender Institute. Главной особенностью этого проекта является то, что он сделан при помощи программного обеспечения с открытым исходным кодом (opensource). Поскольку целью создания фильма была, скорее, отладка программного обеспечения, с сюжетом особо не возились. Сюжет прямолинеен, с большим количеством жестоких сцен (хотя и без кровопролития).

Предыдущая работа этой компании — короткометражный мультфильм «Elephants Dream» — была представлена общественности в 2006 году. В ней намного проще сделана компьютерная прорисовка. Больше закрытых помещений. Открытые пространства — не шелковистые поля, а пустынная чернота. При этом неоспоримое преимущество «Elephants Dream» — сюжет.

Проект создания фильмов был полностью открытым. Любой желающий мог принять участие в написании сюжета, создании персонажей, музыки, фонограммы (имена всех участников были перечислены в финальных титрах)...

Зрители восприняли сюжет мультфильма «Elephants Dream», как и знаменитую «Матрицу» братьев Вачовских, неоднозначно. Кто-то считал «ED» полночным бредом, кто-то находил там альтернативные идеи об организации мира или человеческого существа. Сам же режиссер фильма Бассам Курдали объяснил сюжет так: «Речь идет о том, каким образом люди создают идеи, истории, вымыслы, сущности и сообщают или навязывают их другим. (...) Мы не говорим, что создание идей — это плохо, только намекаем, что лучше делиться, чем навязывать их другим».

Вполне вероятно, что с ростом вычислительных мощностей персонального компьютера, а также с увеличением скорости обмена информацией во Всемирной сети снимать анимационные фильмы в ближайшем будущем будут не только крупные киностудии, но и энтузиасты-любители. А чем больше выбор у зрителя, тем лучше.

Любительские компьютерные мультфильмы делаются давно. Сейчас уже трудно сказать, когда это произошло впервые. Можно лишь предположить, что началось с «64K» — полухакерского мероприятия, где необходимо было создать красивый мультфильм (чаще всего абстрактные объекты невероятной красоты: плазма, космос, фракталы), сочинить к мультфильму музыку, и главное условие — все это произведение должно уместиться в 64 Килобайта (на обычную трехдюймовую дискету подобных «демо» поместится больше двадцати). Правда, учитывая «полухакерность» мероприятия, никто, пожалуй, особо не следил за лицензионной чистотой продукта. Впрочем, и десять лет назад было достаточное количество бесплатного программного обеспечения, которое позволяло энтузиастам создавать красивые и эффектные мультфильмы. Чем лучше сделан мультфильм, чем серьезнее и полнее использованы ресурсы компьютера (тогда компьютеры были медленными и большими) — тем больше шансов у автора найти хорошую работу в хорошей компании.

Сейчас компьютеры доступны всем, средний мобильный телефон по производительности и объему памяти в десятки раз мощнее персональных компьютеров начала 90-х. Умещать свои произведения в 64 Кбайта нет необходимости. Напротив. Чем выше качество (Full HD) результата, тем лучше.

С развитием Интернета появляются возможности работать большой командой разработчиков, причем совершенно не важно, в какой стране или часовом поясе вы находитесь. Центральный сервер координирует процесс создания на компьютерном уровне, а режиссер и сценарист — на «человеческом».

Учитывая наличие большого количества бесплатных программ для создания компьютерной анимации и все более растущие вычислительные возможности компьютеров, время, когда «общественные» мультфильмы догонят по своему техническому качеству голливудские, — не за горами. В Сети уже сейчас можно найти множество высококачественных пародий на известных политиков.

Анимационная «бездна» станет если не светлой, то по крайней мере многовариантной. А это уже неплохо!