UA / RU
Поддержать ZN.ua

Завтра, которое всегда с тобой

ремя работает как сито - факт общепризнанный, но расположение дырочек и сила встряски - личное know how Создателя...

Автор: Григорий Майнхоф

ремя работает как сито - факт общепризнанный, но расположение дырочек и сила встряски - личное know how Создателя. Именно эти факторы определяют, что именно канет в ту самую Лету, а что останется с нами на время - а что и до скончания Времен. Целые концепции, теории и художественные произведения редко застревают в ячее - обычно остаются некие фрагменты и обрывки, складывающиеся в узор, требующий толкования, но не поддающийся ему.

Многие ли помнят гимн 60-х - роман братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»? Только представители поколения. Роман не стал классикой - и поделом - но одна из его проходных сцен с каждым днем приобретает все более грозные черты, черты Предвидения. Знатоки НФ наверняка поняли - речь идет об идее путешествия в «описанное будущее».

Похоже, именно это путешествие предстоит всем нам. По крайней мере, тем, кто доживет - биология вещь неумолимая (пока!). Но осталось недолго. Очаровательные ушки (или грозные рога - зависит от точки зрения) этого самого будущего видны за каждым поворотом. Более того, некоторые из нас уже вовсю живут в этом самом предугаданном будущем! Расслоение «по временам и весям», в частности, обещано при наступлении эры Водолея. Новая эпоха началась в августе минувшего года при полном неведении широких народных масс на знакомой нам части суши...

Были предсказаны всякие, как водится, ужасы, без чего не обходится ни одно мало-мальски приличное пророчество - об этом не здесь и не сейчас. Но, в частности, обещали крушение архетипов - и мучительное рождение новых, прорыв новых технологий, доступных немногим и, как следствие, наиболее драматичное расслоение землян за всю историю планеты. Конечно, и сегодня налицо не только имущественное, но и темпоральное неравенство - некоторые племена по сей день живут в неолите - так то ж в Африке! Там тепло...

А ведь подобные временные пласты могут находиться на одной лестничной клетке. Скажем, вы путешествуете в гипер - (или хотя бы в киберпространстве и, соответственно, живете в ХХI веке. В то же, извините, время ваш сосед из 16-й квартиры торгует сигаретами вразнос и произрастает, скажем, в XVI столетии со всеми его прелестями (феодализм, разбойничьи набеги и неуверенный переход от натурального к рыночно-товарному обмену). Этот процесс происходит у нас на глазах, но ведь дальше - больше ...А что потом? Всем, кому это не безразлично, кого интересует не абстрактное будущее, а конкретный прогноз на завтра, неумолимый как зима, рекомендую книги Уильяма Гибсона, отца и вдохновителя направления «киберпанк» в современной мысли.

Оттого, что его прозрения облечены в увлекательную и маловразумительную форму грошового чтива, суть их не меняется. Меняется лишь доступность - в сторону «+», что само по себе признак нового времени (смещения и взаимопроникновение в сфере «наука - поп-культура»).

Гибсон рисует нам мир, находящийся во власти многонациональных суперкорпораций. Различные национальные правительства номинально по-прежнему у власти - пусть себе играют в солдатики и пересаживаются из кресла в кресло (ничего не напоминает?)

У нас, в нашей реальности, доступной если не по ощущению, то хоть благодаря масс-медиа, некоторые правительства продолжают борьбу за самоопределение.

Америка пока держит в узде «Microsoft» - корпорацию, для которой нападки, скажем, Совета Европы, как слону дробинка. И не случайно самый свежий кинозлодей Карвер подозрительно напоминает главного микрософта Билла Гейтса - начиная от очков и сходства логотипов до планов о мировом господстве. В «Tomorrow Never Dies» прогрессивное человечество во главе с Джеймсом Бондом обуздало мерзавца, но жизнь, в отличие от киносеанса, продолжается. Сегодня мировой бюрократии удалось одержать победу над беспощадными ростками этого самого «завтра». Информационные спутники Гейтса не бороздят просторы космоса. Но это сегодня - согласитесь, сложно тягаться с человеком, чье личное(!) состояние больше чем в два раза превосходит валовой доход, скажем, страны Украина... Настанет день, когда спутники «Майкрософта» поднимутся над Землей, а вместе с ними миф о национальных правительствах взлетит как мыльный пузырь, как воздушный шарик на презентации, например, «Кока Колы». И, заметьте, как только одна суперкорпорация выйдет в свободное плавание, этот процесс моментально перерастет в цепную реакцию. Корпорациям проще договариваться - и воевать - с себе подобными. Единственные ценности - эффективность и целесообразность.

Всё остальное не считается.

И в этой ситуации запрет, к примеру, на клонирование смело можно игнорировать как неэффективный - размахивание руками с трибун годится только для телешоу. Корпорации понимают только язык власти, - то есть, в конечном счете, денег. Выгодно - невыгодно, вот в чем вопрос! И в этом новом высокоэффективном мире высоких технологий последние достижения науки дня сегодняшнего станут реальностью. Скажем, клонировать собственную копию, обессмертить себя, убрав ген старения, и телепортировать её к черту на рога... Звучит и выглядит горячечным бредом, но - почему нет - ведь это реальность завтрашнего дня! Оно, конечно, «жаль, в эту пору чудесную жить не придется ни мне, ни тебе», но - кто знает... Время, как гласит одна из теорий, нелинейно и квантовано, то есть состоит из частичек, расположенных через неравномерные промежутки чего-то там. Может быть, завтра настанет еще сегодня вечером, а может, настало вчера. Нужно быть готовым в каждый момент, каждый квант времени. Готовым к безоглядному, принципиальному и бесповоротному изменению жизни. Твоей. Моей. Его. Ни в коем случае не «нашей». К избитой фразе насчет одинокого умирания стоит внести дополнение насчет перерождения в ту же одиночку. И самое главное, - от этого шага - превращения сегодняшней куколки в завтрашнюю бабочку никуда не денешься. То есть, можно, конечно, проспать изменение окружающей среды - динозавры считали, что уж они-то вполне могут себе это позволить. И где теперь динозавры? В лучшем случае, вышибают мелочь у малышни по кинотеатрам.

И, заметьте, для гигантских корпораций...

Чего потребует от нас время, пока неясно. Во всяком случае, в отличие от Мефистофеля - героя одной устаревшей книжки - ваша бессмертная душа ему даром не нужна. Эта самая душа вполне может оказаться устаревшим конструктом, а может, приобретет огромную ценность, но не в качестве платы за вход, а так - для дома, для семьи. Понадобится точно - мы-то уж это знаем - некая изменчивость чуть не на генном уровне. И сопротивляемость как у таракана.

Ты его тапком, а он - под ванну.

Стоит, пожалуй, почаще проводить ревизию пристрастий и предпочтений - «люблю Моцарта, Таню и пирожки с капустой» завтра может оказаться неактуальным. И вообще, ключевое слово переходного этапа - актуальность.

Относится ко всему - от модных носков до научной теории. В повседневной жизни надлежит ориентироваться, конечно, на завтрашние новости, а значит Интернет все еще актуален. Ночные клубы, например, неактуальны, а «интеллектуальные кафе» годятся. Французские и итальянские модельеры ушли спать, а японцы и англичане актуальны. Музыка - наоборот - Америка и Англия побоку, а Франция, как ни смешно, в фаворе. Бэтмен - проехали, а Лара Крофт годится. Список можно продолжать, но главное - тенденция.

И помните - янтарь для прилипания мушек нынче особенно вязок.