UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗАСЕДАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ…

Что ни говорите, а экранизации бессмертного романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», сделанные в советские времена, при всех своих достоинствах, были довольно-таки предсказуемыми...

Автор: Мария Гудыма
Остап Бендер, он же Георгий Делиев

Что ни говорите, а экранизации бессмертного романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», сделанные в советские времена, при всех своих достоинствах, были довольно-таки предсказуемыми. То ли дело новый немецкий кинофильм, съемки которого в течение двух с половиной месяцев проходили на Одесской киностудии. Новый вариант «Двенадцати стульев» под тем же названием сняла режиссер Ульрике Оттингер, автор ряда документальных и художественных фильмов. Она одновременно является оператором, художником-постановщиком и сценаристом картины. У себя на родине фрау Оттингер имеет приблизительно такую же репутацию, как у нас в отечестве Кира Муратова. Поэтому неудивительно, что неоднократно уже засветившийся в фильмах Муратовой фронтмен комик-труппы «Маски» Георгий Делиев (как раз в начале осени ему предстоит исполнять главную роль в новой муратовской картине «Настройщик») привлек внимание неординарной немки. Представьте себе, увидев фото Георгия в архивах актерского агентства «Успех», она тут же решила поручить ему роль Остапа Бендера. Конечно, Делиеву далеко не двадцать восемь и он вовсе не является брюнетом с медальным профилем. Но и Кисе Воробьянинову, гиганту мысли и отцу русской демократии, то есть ведущему артисту Одесского русского драматического театра Геннадию Скарге вовсе не пятьдесят два.

К причудливому, по мнению одесситов, выбору актеров на главные роли мы еще вернемся, а пока заметим, что «Двенадцать стульев» — уже не первый проект Ульрике Оттингер, связанный с Южной Пальмирой. Год назад режиссер создала шестичасовой документальный фильм «Путешествие по юго-востоку», в основу которого вошел отснятый на цифровую камеру видеоматериал ее путешествия из Берлина через страны Восточной Европы: Польшу, Чехию, Словакию, Румынию, Болгарию, Украину. Самая значительная по времени часть фильма (два с половиной часа) была посвящена именно Одессе, ее улицам, архитектуре и, естественно, колоритным жителям. «Двенадцать стульев» снимались в Одессе — на территории киностудии, в интерьере гостиницы «Большая Московская», в старых одесских домах, в одном из санаториев в Аркадии, на рынке «Привоз», Новом рынке, на улицах исторической части города, а также «украинской Венеции» — Вилково. Многие прохожие неожиданно для себя попадали в кадр. Ведь место съемок в ряде случаев никак не ограждалось. По городу поползли слухи о том, что Делиев в клоунском наряде бегает по «Привозу» с непонятной целью. А костюм великого комбинатора образца 2003 года состоял из красно-зеленых брюк, рубашки и свитера, желтых туфель и столь же красочной кепки. Волосы, само собой, рыжие…

По словам артиста, ему не хотелось подражать в этой роли Андрею Миронову, играть холодного Бендера с отстраненным взглядом, сердцееда и душегуба. Ему больше по сердцу другой Остап — простой, жизнерадостный, которому процесс общения с людьми доставляет удовольствие, как подлинному артисту — игра в театре. Даже в критических ситуациях Бендер Делиева остается оптимистом, веселящим людей, приносящим им радость, пусть даже отнимая при этом какие-то дензнаки — искусство того стоит! Актер не боялся в некоторые моменты терять имидж «умного комбинатора», ведь и Бендера обманывали, оставляли в дураках. Снималось все быстро, максимум за два дубля.

— Скептики утверждали, что раз уж Бендера играет Жора Делиев, Кисой Воробьяниновым должен быть Борис Барский, — рассказал Геннадий Скарга. — Предрекали неудачу нашему дуэту, ведь Жора выразитель школы представления, а за мной мхатовская школа… Но работать нам было чрезвычайно легко и приятно, к тому же я понял логику режиссера — в ее системе координат и Остап должен быть именно таким, и Киса — вот таким… Ей оказались неинтересны многие линии романа, все, связанное с Кислярским, с «Союзом меча и орала», это будет кино не о нас, а о немцах в конечном счете. Так вот, Жора — удивительный партнер, удивительный артист, тонкий, умный, импровизационный. Правда, он не отказывал себе в удовольствии смешить меня в кадре, но это тоже было очень приятно. Самый смешной сюрприз он преподнес мне в финальной сцене. Жора лежал на крыше одного из контейнеров рынка «Седьмой километр», и во время репетиций делал это смирно. Я проводил бритвой по «заряженной» у него на шее губке с красной краской, потом вытирал бритву обмотанным вокруг руки вафельным полотенцем, отыгрывал ужас по поводу содеянного. А в момент включения камеры Жора принялся изображать страшные предсмертные судороги. Было одновременно смешно и жутко…

Часть сцен снималась в Крыму, который исполнял роль Кавказа. Что же касается колоритной роли мадам Грицацуевой, то с ней справилась актриса Одесского украинского музыкально-драматического театра имени Василя Василько Ольга Равицкая. Эллочку-людоедку сыграла актриса комик-труппы «Маски» Наталья Бузько, обольщаемую Кисой юную москвичку Лизу — актриса ТЮЗа Оксана Бурлай. А когда же можно будет увидеть новый фильм? Как сообщили в немецкой части киногруппы, Гете-институт планирует провести в Украине ретроспективу фильмов Ульрике Оттингер, во время которой состоится премьера «Двенадцати стульев». Дело будет осенью. Картина не дублируется на немецкий язык, вживую записан звук по-русски, но демонстрация фильма сопровождается немецкими титрами. Остается надеяться на немецкую педантичность, а также пунктуальность, ожидая премьеры, которая не должна мимо Киева и Одессы пройти..