UA / RU
Поддержать ZN.ua

Запрягайте, хлопці, коней! «Тарас Бульба»: атака клонов и филиал «Газпрома»

В воздухе опять запахло порохом. В конюшнях бьют копытами гнедые. По обе стороны кордонов шашки наголо.....

Автор: Олег Вергелис

В воздухе опять запахло порохом. В конюшнях бьют копытами гнедые. По обе стороны кордонов шашки наголо... «А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной!»

Трудно предположить, какое количество именитых актеров вскоре произнесет одну и ту же фразу из «Тараса Бульбы». Но «атака клонов» пугает пуще Лукаса. Вокруг шедевра Гоголя, о котором на наших широтах режиссеры прежде вспоминали не часто (за исключением одержимого своим сценарием В.Греся), вдруг началась вакханалия. Свистопляска! Первые готовятся — вторые «всегда готовы». Одни запускаются — других скоро пустят (возможно, под откос). Насчитывается примерно шесть (!) реальных и околовиртуальных близких к реализации проектов «по мотивам» бедного Николая Васильевича. Окажись у него проворные наследники (как, например, у Булгакова), то на бойкой реализации авторских прав эта родня озолотилась бы мгновенно! Во-первых, жаждет снимать и сниматься сам Ж.Депардье, чей недавний визит в Киев уже не вызвал риторического вопроса «зачем он в наш колхоз приехал?». Во-вторых, на днях начинается съемочный процесс российского «Бульбы» (производитель — компания «Централ Партнершип», режиссер Олег Фесенко, Богдан Ступка в роли отца-погубителя). В-третьих, нашлись очень серьезные российские финансовые круги, заказавшие «Тараса» режиссеру Владимиру Бортко, постановщику нашумевшего сериала «Мастер и Маргарита». В-четвертых, который год ходит под мышкой со своим оригинальным текстом украинский режиссер Виктор Гресь — и, видимо, тоже надежда не тает. В-пятых, после большого кассового и ура-патриотичного успеха «9 роты» режиссеру Федору Бондарчуку якобы поступило предложение лично от В.Путина «подумать над этой интересной темой», тем более что сценарий у Бондарчука уже есть — написан он родным отцом, Сергеем Федоровичем, почти сорок лет назад. И,
в-шестых, неведомо по какой «архиважной» причине уже украинский Минкульт объявил конкурс на лучший сценарий «Бульбы», и в художественные закрома на улицу Франко лавиной двинулись десятки опусов, изучая которые один из экспертов, известный киновед и литератор Леонид Череватенко хватался за голову, а «ЗН» признавался: «Это невозможно! Сплошной непрофессионализм!». Но если Минкульт заказывает эту «музыку» — значит, кто-то же ее должен исполнять… Возможно, Ежи Гофман? Его имя тоже активно циркулировало в наших кинокругах в связи с Бульбинианой, которая по массовости исполнения, возможно, переплюнет даже Лениниану.

...Что собираются доказывать себе и друг другу «конкурирующие фирмы» и разные страны? Возможно, будут оспаривать духовную или родословную принадлежность Т.Бульбы: чей сей «народный герой»? Украинский — вроде бы само собой разумеется! Великорусский — если вспомнишь тексты Белинского или отполированный цензорским «утюгом» окончательный вариант великих страниц? Или это и вовсе международный супермен в шароварах и с потерянной трубкой на поле брани возле Днестра, коль за дело берется Ж.Депардье, на этой неделе подробно оповестивший город и мир о том, что и «хочет», и «может». И, видимо, этому саду цвесть... Если лично президент В.Ющенко благоволит дорогому гостю и популярному виноделу. Если вице-премьер В.Кириленко обещает персональную экскурсию суперзвезде по студии Довженко, а вместе с лицедеем нашу кинопочву активно зондируют сценарист Дидье Лекуа и кинорежиссер Жозе Дайян. (Последняя ранее сняла с Депардье довольно нестыдные картины «Отверженные» и «Граф Монте-Кристо», а теперь намеревается экранизировать и «Бульбу».)

С бюджетом фильма от Депардье неясно ничего. Кроме голословных мечтаний, что финансировать будут Украина, Франция и Польша, а там, глядишь, и Депардье раскошелится, потому что в восторге от Гоголя, и персонаж ему пришелся не просто по росту (хотя оригинал массивней, а французский артист заметно похудел), а оказался едва ли не духовным родственником. В кинокругах говорят, будто спецэффекты собираются позаимствовать для Депардье от технологов «Звездных войн», а в роли Панночки может появиться… Шерон Стоун. По-моему, это и вовсе полный «сон в летнюю ночь», если вспомнить, сколько лет красивой голливудской артистке. Впрочем, другая красивая артистка, уже украинская — Ольга Сумская, — всерьез хочет засветиться в «Бульбе» Депардье ни много ни мало в роли старухи-жены — женщины худощавой, несчастливой, рано состарившейся ввиду испытаний судьбы (так ее описывает Гоголь). Старт работы над копроектом с Депардье тоже не афишируется. И не удивлюсь, если к концу 2006-го в России выйдет сразу два-три блокбастерных «Бульбы» и в начале 2007-го их радостно наградят «Золотыми Орлами» или позолоченными «Никами» — в том числе и за спецэффекты.

Во всяком случае компания «Централ Партнершип» в связи с «Бульбой» работу проводит серьезную. Их бюджет «засвечен» — это около шести миллионов долларов. Рабочий вариант названия — «Запорожская Сечь». Жанровые особенности — исторический боевик, поскольку «по мотивам». Режиссер Олег Фесенко ничем выдающимся в кино не прославился, был лишь его не резонансный фильм «Час пик», хотя в связи с «Бульбой» ставки высоки. Так как и украинская сторона в эту работу ангажирована. Актерские силы — с «фамильными» окончаниями на «…ко»: Гоша Куценко — Остап, Игорь Петренко — Андрий. Мать несчастных сыновей — Ада Николаевна Роговцева. И в роли Тараса, как было замечено выше, — первый артист страны Богдан Сильвестрович Ступка. Облик его уже проиллюстрировал для потомков колоритный ряд наших важных исторических титанов (Хмельницкий, Мазепа etc.), теперь, видимо, с одним и тем же лицом окажутся и персонажи фольклорно-былинно-литературные, коих в художественных анналах несомненно больше, чем гетманов, — и играть их ему не переиграть.

В свою очередь и Владимир Владимирович Бортко слов на ветер не бросает, если уж решил заняться «Бульбой» — будет результат. Справедливости ради замечу, что его замысел возник не с бухты-барахты. Уроженец Украины Владимир Владимирович уж с десяток лет «болеет» идеей экранизации Гоголя. Еще в 1999-м он специально приезжал из Питера в Киев и через Валерию Гавриловну Заклунную искал выход на Людмилу Николаевну Кучму, а через Николаевну — на Даниловича, чтоб договориться и заручиться. Но наше кино в тот момент не было «важнейшим из искусств» — вовсю процветали лишь струнные и клавишные инструменты, посему Бортко и уехал из Украины не солоно хлебавши (возможно, даже затаив обиду). Теперь же его «ответкой» должен стать проект не оторванный от «неблагодарной» родины, а «пришитый» к ней исконно художественными нитками. Бортко досконально изучает сценарные разработки... Александра Петровича Довженко, собиравшегося снимать «Бульбу» в начале 40-х, но так и не реализовавшего грандиозную мечту. Остался сценарий Довженко, опубликованный в собраниях сочинений мастера, изданных «Днепром». Остался небольшой «стратегический» текст режиссера о том, как он видит будущую работу. Если Бортко возьмет разработки великого соотечественника на вооружение — это, конечно, удар под дых многим суетящимся «интерпретаторам», не заметившим слона в связи с такой темой. По мнению критика Леонида Череватенко, Александра Петровича мучил вопрос предательства: почему Андрий предатель? «Он предатель, потому что Любовь поставил выше родины», — говорит киноисторик. У Довженко предполагался страшный финал, зловещий: колья, черепа… Смерть как неизбежность. А, например, финал полулегального сценария Греся (который, должно быть, прочитало уже полгорода, но фильм и ныне «там»), на взгляд нашего эксперта-киноведа, и вовсе потрясающий… Тараса сжигают, казаки бегут к реке, огонь съедает пламенем его тело, раздается его крик, почти звериный рев, который постепенно переходит... в детский плач — и душа Тараса летит над степью, над всей Украиной, а потом то ли в бреду, то ли в агонии перед ним возникают детские лица — Остап, Андрий, их нерожденные дети… Действительно, цепляет за душу. Конечно, есть в этой истории и несправедливость судьбы и непоправимость ситуации: Гресь, поставивший когда-то приличную картину «Черная курица», превратил ситуацию с нереализованным «Бульбой» в некий «апокриф»… И имена артистов наперед знали — кажется, Алексей Петренко и Лариса Кадочникова должны были играть Тараса и его жену. И деньги искали, а потом не находили… Теперь даже трудно предположить, доверят ли матерые продюсеры такую масштабную и ответственную работу режиссеру, пребывавшему в творческом простое очень много лет… Ведь наступило время прытких и технологичных. А поэты и уличные романтики, увы, либо на периферии столбового процесса, либо... в «апокрифах».

Относительно «Бульбы» от Ф.Бондарчука, вмиг ставшего центровым кинохитмейкером, то, уверен, и за этим дело не станет. Это уже дело принципа. С одной стороны, сценарий Сергея Федоровича, по мнению кинознатоков, попросту блистательный, казавшийся готовым материалом для советского блокбастера. С.Бондарчук специально приезжал в Киев на киностудию Довженко, показывал этот сценарий киночиновникам и даже лично Петру Шелесту — и те были согласны. Но в Москве сказали: «Стоп!», «чего-то» испугавшись — и Бондарчук свою мечту похоронил. Но сын «отомстит» за отца… Несомненно. Я даже искренне могу понять личную заинтересованность В.В.Путина в таком проекте. Во второй редакции повести (монолог Тараса на костре) черным по белому и белым по черному проходит мысль о том, что спасение и мир на разоренные земли придут только от великого русского царя, который успокоит, пожалеет, накормит... «Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся казак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!» (Н. Гоголь. «Тарас Бульба». 1842 год. Издательство «Художественная литература», 1982 год).

Сами звезды так сходятся, что сожженный «ляхами» Тарас в определенном ракурсе может стать и «художественным» филиалом «Газпрома», и крапленой межнациональной картой в игре большой политики и еще больших денег (такое тоже возможно), реформированным вариантом давней международной забавы ТВ ГДР «Делай, с нами, делай, как мы, делай, лучше нас!..»

— Почему все так дружно «набросились» на повесть Гоголя? — уже меня переспрашивает автор «ЗН», известный кинокритик Александр Рутковский, и сам же отвечает: Да потому что «Бульба» — некая межнациональная художественная ось: украинцы, россияне, поляки, евреи... И вокруг этой оси могут вращаться и актуальные ныне общественные идеи, и даже определенные исторические паралели. Только смотря «кто» и смотря «как» закрутит эту сложную «махину»!..

А второй эксперт «ЗН» по этой же теме, упоминавшийся
г-н Череватенко, обдумывая мой вопрос «чего ждут от «Бульбы» польские, российские, украинские зрители», излагает следующее:

— Для поляков «Бульба» — это в какой-то степени проблема вины. Хотя если бы снимал Гофман, то и акценты были бы иными. Для российских зрителей гоголевский шедевр, как мне кажется, — это вечные упования на сильную личность, на яркую харизму и на былинную удаль — то, чем, по сути, является Тарас. Украинцы же, находясь в состоянии перманентной растерянности и напрасных ожиданий, возможно, будут искать в Гоголе ту самую национальную идею, о которой много говорят да все никак не могут внятно сформулировать. Еще, не сомневаюсь, украинцы будут искать в этом сюжете и точку эмоциональной опоры, которой многим сегодня очень недостает... Хорошо, если найдут, — и хотя бы один фильм у нас появится своевременно.

…Потому что пока (это уже моя «художественная» отсебятина): в воздухе опять запахло порохом, в конюшнях бьют копытами гнедые, по обе стороны кордонов шашки наголо... «А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной!».