UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ УСПЕХ

Качество филармонического концерта опытный меломан предвидит с поразительно высокой точностью. Главные критерии, на которые он обычно ориентируется, — авторитет исполнителя, программа и ее композиция...

Автор: Юрий Чекан

Качество филармонического концерта опытный меломан предвидит с поразительно высокой точностью. Главные критерии, на которые он обычно ориентируется, — авторитет исполнителя, программа и ее композиция. Оба параметра в совместном концерте Государственного камерного ансамбля «Киевские солисты» и муниципального камерного хора «Киев», состоявшемся в Колонном зале Национальной филармонии, были на высоте. Именитость исполнителей — общеизвестна; только перечисление их многочисленных регалий и блестящих побед могло бы составить небольшую энциклопедию европейских конкурсов и фестивалей, а описание гастрольных маршрутов — малый атлас мира. О программе — весьма интересной по составляющим, по компоновке — следует сказать особо.

Первое отделение было отдано произведениям Антонио Вивальди (1678—1741) — выдающегося итальянского композитора эпохи барокко. Музыка Вивальди звучит нынче повсеместно; темы его «Времен года» входят в золотой фонд сигналов мобильных телефонов, рекламных роликов и клипов; ненавязчиво-рамплиссажная мелодика концертов «рыжего аббата» (а создал он их 465!) часто используется в качестве звукового фона, придавая акции (приему, фуршету, презентации и т.п.) черты изысканности и солидной респектабельности. Но вследствие такого, преимущественно фонового, «употребления» слушатель привыкает к облегченному, скользящему по поверхности, рассеянно-необязательному восприятию этой музыки. И — как ни прискорбно это признать — глубочайший смысл прекрасных творений для наших современников выветривается, становясь чем-то эфемерным и необязательным.

Тем более важны академически-филармонические исполнения вивальдиевских опусов — стильные, подчеркивающие их барокковые черты — например, «террасоподобный» тип динамики. Ведь известные всем и как бы сами собой разумеющиеся усиления и затихания звучности, крешендо и диминуэндо, появились позже и ознаменовали переход к новым, классицистским принципам отображения человеческих эмоций (не фиксированных аффектов, но процесса, движения). Другая барокковая черта исполненных сочинений Вивальди — это концертность в широком смысле слова. Тут вспоминались и роль Вивальди как основоположника жанра сольного инструментального концерта, и его многочисленные оркестровые новации (именно он первым применил деревянные духовые инструменты как самостоятельные, а не дублирующие), и свойственная барокко игра плотностью звучания, эффектно организующая в масштабное целое мозаично-аффектированную «Gloria». Концерт ля-минор для двух гобоев и струнных (солисты В.Бойко и В.Коваль) и «Gloria» (солисты В.Заболоцкая, Я.Побережная, Т.Гаврилец, В.Бойко и Н.Баланко) были ориентированы на исполнение, подчеркивающее авторский замысел и стилевую принадлежность исполняемого. Эти качества придали выступлению «Киевских солистов» и хора «Киев» черты интерпретационной корректности, оправдав интерес слушателей.

Несколько иные факторы обусловили, на мой взгляд, успех второго отделения концерта. Говорить о гениальности и уникальной художественной ценности «Благодарственного гимна Дружбе» Карла Филиппа Эмануэля Баха по большому счету нельзя. Произведение, безусловно, «сделано» с немецкой мастеровитостью и тщательностью — начиная от идеально симметричной композиции (пять частей, выстроенных по принципу концентрических кругов — с обязательным хоровым обрамлением, корреспондирующими ариями сопрано и баритона) — и завершая вполне ординарным тематизмом. Говорить об идеальности исполнения было бы неискренним преувеличением. Судить о трактовке, оригинальности интерпретации в отношении сочинения, впервые прозвучавшего в Украине, не приходится. Поэтому констатирую очевидное: озвучивание опуса «берлинского» (или «гамбургского») Баха привнесло в звуковую палитру нашей страны новый штрих, тем самым обогатив ее. А успех исполнения обеспечили неизвестность произведения и ореол провокационности, окружающий историю с передачей «баховского архива» Германии (кстати, «гимн» — из этой коллекции, так и не прозвучавшей на сегодня в Украине).

Апофеозно-кодовыми стали в концерте рождественские номера («С нами Бог» Турчанинова, «Щедрик» Леонтовича и «Бог Предвічний» Людкевича в обработке В.Степурко). Срезонировав рождественскому же концерту хора «Киев», они придали атмосфере особую праздничность. (Впрочем, «усиленные» приглашенными духовиками «Киевские солисты» потеряли свои камерные качества, а звучание — естественность баланса групп.)

Откровенно халтурной и самодеятельной на этом фоне выглядела программка концерта. Грубейшие ошибки (чего стоит только перевод «Gloria» как «Слава у всевишніх Богу!»), примитивная верстка и непрезентабельный вид отнюдь не способствовали эстетическому впечатлению.

...Программы подобного типа (барокковая и раннеклассическая музыка, масштабные полотна, инструментальные концерты) звучат в Киеве довольно регулярно. Вспомним, к примеру, концерты ансамбля им.Лятошинского в Национальном доме органной и камерной музыки либо просветительские акции И.Блажкова в соборе св.Александра... И то, что такая музыка звучит, что у нее есть свой благодарный слушатель, вселяет надежду и оптимизм, даже «при виде того, что совершается дома»...