UA / RU
Поддержать ZN.ua

Залюбить по-украински

То, что когда-то было трагедией, в случае повтора превратится в фарс? В том, что касается помаранчевой революции, старая аксиома если и верна, то лишь отчасти...

Автор: Анна Пароваткина

То, что когда-то было трагедией, в случае повтора превратится в фарс? В том, что касается помаранчевой революции, старая аксиома если и верна, то лишь отчасти. Начнем с того, что, слава богу, осень-зима 2004 трагедией все-таки не стали. По крайней мере, все могло быть намного куда хуже, чем то, что произошло на наших глазах… А в важнейшее из искусств революция — а точнее, последствия оной — все-таки привнесла трагический оттенок.

Вообще по «горячим следам» исторических событий сказать об этих самых событиях и талантливо, и, вдобавок, правду удавалось мало кому. После гениального «Арсенала» Мыкола Хвылевый раз и навсегда перестал общаться с Довженко. «За вранье». (Заметим, что спустя годы сам Александр Петрович не просто явился на похороны писателя — плакал как дитя и словно бы просил прощения.) Эйзенштейн снял «Потемкина». Кино оказалось антиисторическим. Но ведь, с другой стороны, и соцзаказ был — не на видеоряд к учебнику истории. Сегодня выраженного политического заказа в украинском кинематографе нет. Как, кстати, не было его и при Кучме. Зато художественные полнометражные фильмы об оранжевой революции есть. Или, точнее, вот-вот появятся…

Итак, на текущий момент в Украине продолжается работа сразу над несколькими полнометражными лентами, посвященными околореволюционной тематике. Задолго до выхода каждый фильм претендовал на совершенно четкую отдельную номинацию. «Самый разрекламированный кинопроект», «Проект, не вписывающийся ни в какие рамки», «Картина Предсказанных Больших Неожиданностей».

Больше всего рекламы досталось, разумеется, «Оранж лав». Фильм, который снимает режиссер-дебютант Алан Бадоев (больше известный как клипмейкер), позиционируется как создающийся «для Голливуда» и по голливудскому же сценарию. Продюсирует картину тоже Фабрика грез в лицах композитора Владимира Хорунжия и художника по костюмам Алины Пановой. Не Оливер Стоун с Копполой, конечно… Но, с другой стороны, на всех знаменитых или хотя бы известных голливудских продюсеров не напасешься… Одновременно «Оранжевая любовь» является первым (?) независимым отечественным фильмом. И — дебютом Бадоева в полном метре. (Помимо клипов режиссер успел снять еще и короткометражку «5 мм»). В главной мужской роли в картине занят россиянин Алексей Чадов («Ночной дозор», «9 рота»). Вначале, правда, планировали, кажется, американца. Были разговоры об Эрике Вон Деттене. Но… Впрочем, и по сюжету юноша — москвич. (Правда, по другим сведениям, тоже поступавшим от съемочной группы, все-таки в поисках «корней» он приезжает из Лос-Анджелеса.) В главной женской роли — 20-летняя профессиональная модель (и дебютантка-актриса) с Полтавщины Ольга Макеева, считающая участие в съемках «самой большой удачей в жизни». Не все пока ясно и с авторством саунд-трека. Изначально заявляли о том, что музыку к фильму напишет «Океан Эльзы». Но сами «Океаны» свою самую большую удачу в жизни вроде бы опровергли. Зато картину уже собираются везти в Канны. И, кроме того, прокатывать по Северной Америке. Все это, разумеется, после июня — июля 2006-го, когда закончатся работы над «Оранж лав».

Противоречивые, а местами и просто попахивающие фантасмагорией «выходные данные» «Любви» не комментирую специально. В особых комментариях они, кажется, не нуждаются. Меня же куда больше заинтриговал сюжет ленты. Вернее, то, что удалось о нем почерпнуть. Скромно процитирую интернет-коллег: «В конце октября 2004 года, прячась от ливня, в старом трамвае встречаются двое: он — популярный московский фотограф-экстремал, она — мечтательная киевлянка-студентка консерватории. Любовь, которая вспыхивает в трамваях, редко бывает продолжительной, но эта — особая: упрямая, всепоглощающая и разрушающая…» Каково? «Революция — это всегда обострение эмоций. В данном фильме это — метафора, всего лишь фон, на котором происходит история любви», — говорит уже сам режиссер. Кто бы мог подумать в октябре-ноябре-декабре 2004-го, что пришел на Майдан для того, чтобы, оказывается, быть «стаффажем» для чьей-то любви? Но авторам, конечно, знать лучше…

Свое отношение к событиям в Украине-2004 и у артиста Чадова. «У меня не было времени вникать в весь этот затянувшийся для меня процесс по телевизору. То, что сейчас происходит, тем более мне не понятно», — цитирует актера один из интернет-сайтов. Знаменитая Эллочка Людоедка наверняка воскликнула бы тут: «Блеск!» Но я все-таки не очень понимаю: если кино в Украине снимается редко-редко (на минувшую 35-ю «Молодость» не отыскалось ни единого полнометражного дебюта!), зачем воспроизводить «атмосферу Майдана» силами тех, кому, мягко говоря, «все равно, кто эти люди»?

Судя по пресс-релизам, вторая картина «про революцию» одновременно является и «первым украинским блокбастером». И изначально называлась непритязательно — «ПРЕ». Что в совокупности долженствовало означать «помаранчевая революция», «президент» и «Партия регионов». Ну и компанию «ПРЕ-Продакшн», конечно. В общем, в само даже слишком «говорливое» название заложены глубокие символический подтекст и смысл — причем по многу раз. Снимают фильм сугубо украинцы во главе с Иваном Кравчишиным. Перед началом съемок по всей Украине проходил конкурс (точнее, несколько отдельных конкурсов): «Народный актер», «Народный сценарий». Сейчас продолжаются «Народное название» и «Народная касса». Желание сниматься в «первом блокбастере» в письменном виде изъявили 10,5 тыс. человек. (До т.н. «полуфинала» «дошло» 400 «народных актеров», участие в съемках приняли 130.) «Народных» сценаристов, приславших собственные, но вроде бы основанные на реальных событиях осени-2004, сценарии событий, набралось… 61. Автора лучшей истории обещают премировать «навколосвітньою подорожжю країнами революції» (?)

«Сюжет фільму розгортається на фоні відомих подій в Україні восени 2004 року, — объясняет пресс-релиз, — однак перший український блокбастер від кіностудії «ПРЕ-Продакшн» — це фільм не про Майдан або його головних учасників. Це — спроба осмислення подій, які відбувалися в Україні восені 2004 року в формі повнометражного художнього кіно, де немає поганих або хороших людей, а є об’єктивна реальність, вкрай загострена виборчими перегонами. Цей проект — політично коректна історія, головною метою якої є консолідація нації прекрасних і добрих людей з «різнобарвним» сприйняттям життя».

...Зайдя на официальный сайт проекта, все желающие не без интереса смогут убедиться, что «прекрасные и добрые люди с «разноцветным» восприятием» занимаются преимущественно погонями и трюками. «Коли скидали «директора кафе» з даху «Мандарин-Плаза» (постановочный каскадерский трюк), то люди із сусідніх офісів викликали міліцію» (из пресс-релиза.) Впрочем, без «лав стори» в «народном кино» тоже не обошлось. «Коротко про останній київський епізод: головні герої фільму, молоді екстремали намагаються потрапити у Запорізьку область, щоб там врятувати свого товариша. Оскільки вони не можуть сісти на поїзд (дія відбувається 19 листопада 2004 року, коли напередодні другого туру президентських виборів влада намагалася паралізувати рух громадського транспорту), то вдаються до авантюри — приєднуються до автобуса зі спостерігачами. Таким чином головні герої, які не цікавляться політикою, опиняються у вирі політичних подій. У передвиборчому штабі, де відбувається інструктаж помаранчевих спостерігачів, які їдуть на південь України, один із головних героїв зустрічає свою любов. Але героїні зараз не до лірики — вона любить революцію» (еще одна цитата из релиза.)

Не очень, честно говоря, понятно, где наши «фильммейкеры» отыскали такое количество аполитичных граждан Украины на выборах-2004 (уже на второй фильм хватило!). Но несомненно, что столь революционного, как наш номинант на звание «Не вписывающийся ни в какие рамки», проекта в истории мирового кинематографа пока явно не было. Если, конечно, не учитывать «исторический блокбастер» сельского пенсионера-учителя… Правда, на Майдане (а я все-таки пробыла там практически месяц) и около него похожего, «как в кино», тоже, кажется, и близко не было.

Работа над съемками блокбастера продолжается (в плане — «натура» в Алуште). А пока еще не подведены итоги акции «Народна назва», «первый фильм о начале событий осени 2004» носит рабочее название… «СТОП, РЕВОЛЮЦИЯ». Впрочем, кто знает: может, именно этот «ПРЕ» и получит престижные мировые премии?

Создатели еще одного проекта — «Помаранчеве небо» гордятся тем, что их кино «не на голливудские деньги». «Це не знову, а, як завжди, любовна історія. Це головний сюжет не тільки усіх фільмів, а й життя», — цитирую одного из создателей. Сюжет картины прост: он — опять-таки аполитичен, что твой актер Чадов. Она — наоборот. В главных ролях — снова россияне, Лымарев и Медведев из сериала «Солдаты». Героиню играет Лидия Оболенская (сериал «Завтра плюс завтра», к/ф «Девять жизней Нестора Махно»). Скучно жить на свете, господа… Впрочем, «Небо» порадовало Киев «батальными» съемками у здания ЦИК. На экраны эта картина выйдет уже весной, рассчитывают, что появится она и в российском прокате. Что ж, это не более фантасмагория, чем каннско-американский промоушн иных наших произведений. Правда, уже сегодня можно сказать: «Самая Большая Неожиданность» «оранжевого» кино Украины появилась… ну, несколько, что ли, запоздало? Ажиотажа начало съемок, в отличие от первых двух лент, не вызвало даже в настроившейся уже на новые выборы укрпрессе.

«Аполитичное» кино про революцию? «Гроб» сусальных лав стори там, где всего лишь год назад бились, разрывая грудную клетку, невиданной интенсивности искренние чувства? Грустно, конечно. Но, наверное, и закономерно. Заработать на этом имя или хотя бы денег — наверное, можно. Правда, не очень понятно: почему все — настолько непрофессионально и, простите, хаотично? Хирурги и патологоанатомы ведь не учатся профессии на близких? Тогда почему можно начинающим украинским кіномитцям? В теории потенциальный вред от их учебы даже больший...