Чуть ли не весь прошлый год киностудия «Киевнаучфильм», которая ныне именуется Национальной кинематекой, работала над созданием сериала «Невідома Україна». Свыше 50 режиссеров сняли 144 пятнадцатиминутных сюжета по украинской истории - как они шутят, «от мамонтов до Кравчука». Работа, финансированная непосредственно Кабинетом министров, выполнена. И - сложена на студийные полки. Вот уже девять месяцев, как цикл «Невідома Україна» остается неизвестным Украине.
Не так давно в кинодепартаменте Министерства культуры был устроен просмотр ленты «Трипільське диво». Это - фильм 6-й цикла «Невідома Україна». Ограниченный круг зрителей посмотрел его повторно - среди шести лучших фильмов цикла он ранее презентовался в Доме кино.
Молодой режиссер Максим Бернадский создал, фильм-загадку. Трипольская культура представлена на его экране как эзотерическое чудо. Как возникла на берегах Днепра эта, возможно, самая первая и совершенная хлеборобская цивилизация? И где растворилась она после двадцати столетий своего существования? Может быть, трипольцы - и есть те легендарные арии? А если так, пришли они на украинские земли со стороны Средиземноморья, или наоборот - из Надднепрянских земель, из вековечного своего пристанища разошлись по всему свету?
Режиссер на отвечает на эти вопросы - он просто любуется феноменом. И убивает этим двух зайцев. Во-первых, после просмотра остается жажда таки самому найти ответы. А учитывая то, что сериал «Невідома Україна» адресован также школьной и студенческой аудитории, - это большой плюс. Бернадский, словно тот библейский Змий, искусил зрителя плодом познания.
А с другой стороны, избегая публицистических суждений, режиссер умело избегает и политики. Потому, что вопрос генетического родства трипольцев-ариев с украинцами есть довольно зримым в современных идеологических соревнованиях. А отстраненность от политики, как известно, только на пользу искусству.
Глава кинодепартамента, известный культуролог Леонид Череватенко назвал «Трипільске диво» выдающейся картиной. Кажется, в этом нет преувеличения. Но это талантливое произведение вот уже скоро год, как припрятано от широкой аудитории зрителей.
Почему сериал лежит в кинематеке без движения? Конкретного ответа никто в кинодепартаменте дать не может. Говорят только, что не согласованы вопросы собственности на сериал между Национальной кинематекой и Министерством культуры. Но какие - неизвестно, ибо, со слов Л.Череватенко, директор кинематеки В.Шматолоха «фактически подчинен только одному человеку - и.о. министра культуры М.Яковине».
Украинский зритель стал заложником аппаратных «разборок». Законсервирована - сказал бы, провокационно законсервирована - талантливая работа кинематографистов и историков-консультантов. «Трипільське диво», например, консультировали лучшие знатоки проблемы - представители младшей генерации ученых: Рыжов, Круць, Видейко, Ткачук. «Через год-два фильмы из «Невідомої України» будут морально устаревшими», - говорит Максим Бернадский. И это - реальные опасения. Ибо зафиксированные в «Невідомій Україні» сюжеты сейчас активно разрабатываются и другими кинематографистами, и писателями, и, конечно, историками. В какой-то степени законсервировано развитие общественного сознания украинского общества. Законсервированы, в конце концов, и наши - налогоплательщиков - немалые
деньги.
Фильмы цикла «Невідома Україна» - как те высокоэффективные лекарства, которые припрятаны на номенклатурном складе. Срок их хранения безвозвратно истекает. И это в то время, когда украинская государственность тяжело страдает от амнезии исторической памяти своих граждан.