UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗАКОЛДОВАННЫЕ ЛАБИРИНТЫ УКРАИНСКОЙ ГЕРАЛЬДИКИ

Геральдика начинается с закона. Юридическое право, разрешающее иметь свой герб, во все времена предшествовало началу пользования армигером (владельцем герба) своим, отличительным от других лиц геральдическим знаком...

Автор: Алексей Филиппов

Геральдика начинается с закона. Юридическое право, разрешающее иметь свой герб, во все времена предшествовало началу пользования армигером (владельцем герба) своим, отличительным от других лиц геральдическим знаком. Современное украинское законодательство имеет несколько юридических положений, непосредственно касающихся вопросов геральдики: это статья 20 Конституции Украины 1996 года, определяющая государственную символику, и статья 22 Закона Украины 1997 года «О местном самоуправлении в Украине», предусматривающая право территориальным громадам сел, городов, районов и областей иметь свою символику.

И в Конституции, и в вышеупомянутом законе говорится, что описание символики и порядок ее использования определяются специальным законом. То есть предусматривалось, что будет принят закон, вводящий правила геральдики в правовое поле. Однако такого закона на данный момент не существует. Я думаю, что нет даже его проекта. Тогда как герботворчество в Украине идет, можно сказать, полным ходом и зависит не от правил геральдики, выработанных в Европе и мире на протяжении многих столетий, а от уровня компетентности и личного вкуса того или иного чиновника.

Следует отметить, что в ныне действующем украинском законодательстве есть несколько юридических противоречий. Так, положение статьи 20 Конституции о том, что «Головним елементом великого Державного Герба України є Знак Княжої Держави Володимира Великого (малий герб України)», противоречит статье 5 той же Конституции, где говорится: «Україна є республікою. Носієм суверенітету і єдиним джерелом влади в Україні є народ. Народ здійснює владу безпосередньо і через органи державної влади та органи місцевого самоврядування». Не может республика иметь монархическую символику, как не может народ отождествляться с князем. Юридически это несовместимые понятия.

Территориальным общинам с 1997 года законодательно разрешено иметь свою символику, которая отображает исторические, культурные, социально-экономические и другие местные особенности и традиции. Но пункт 9 статьи 15 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» определяет, что «сільські, селищні, міські, районні у містах, районні, обласні ради мають печатки із зображенням Державного Герба України і своїм найменуванням». Повторяется система советской геральдической эмблематики, когда гербы городов имели только функцию внешнего украшения, но отнюдь не символизировали право общин на самоуправление в условиях единой общегосударственной собственности. Кроме того, здесь нарушен принцип разделения объектов интеллектуальной собственности на государственную и коммунальную.

Отсутствие единого общегосударственного свода правил, регулирующих создание и использование геральдических знаков и символики, поставило Украину в двусмысленное положение. С одной стороны, потребность армии, милиции, других силовых ведомств в создании ведомственной символики заставляет чиновников думать о разработке соответствующих знаковых систем; с другой — отсутствие специальной законодательной базы приводит к волюнтаризму и безграмотным решениям.

Наиболее наглядным примером данной ситуации стал проект большого Государственного Герба Украины, созданный в 1996 году авторским коллективом Института истории НАН Украины в составе доктора исторических наук Марии Дмитриенко, кандидата исторических наук Юрия Савчука, художников Александра Ивахненко и Виталия Митченко. Критика, сопровождавшая данный проект, который победил на правительственном конкурсе в 1997 году, на протяжении всех попыток утвердить его законодательно, показала, на мой взгляд, всю слабость современной украинской исторической науки в вопросах геральдики. Но удивительным это может показаться только на первый взгляд. Если же принять во внимание, что геральдика на исторических факультетах наших университетов и институтов изучается всего несколько часов, и то в качестве дополнительной дисциплины, то откуда в Украине возьмутся грамотные герольды и герольдмейстеры?

Слово «герб» берет свое начало из немецкого языка, в котором оно (die Erbe) означает «наследство». В XIV—XVI веках на землях современной Украины было немалое количество немецких переселенцев. «Пришлые люди» воспользовались распространенным тогда в Европе немецким правом, позволявшим им вести свое ремесло и торговлю на землях других стран. Данное право давалось немецким переселенцам литовскими князьями, а позднее и польскими королями в долговременное пользование — в наследство — и подтверждалось дарственными грамотами и печатями городских общин, часть из которых сохранилась в архивах до нашего времени.

Геральдика как наука, имея в основе правовое начало, своим теоретическим фундаментом считает философскую дисциплину — семиотику, рассматривающую толкования различных символов и традиции, сопровождаемые при их использовании. В соседней с Украиной Словакии геральдика изучается на философском факультете Братиславского университета. Нынешняя же система украинского исторического образования методологически построена на принципах этнографии и политологии, поэтому разобраться в юридических хитросплетениях геральдики различных средневековых монархий обычному историку очень тяжело. Специальные же знания по геральдике можно получить в результате кропотливой и напряженной исследовательской работы.

Что должен делать в этих условиях настоящий знаток геральдики? Конечно, разрабатывать проект свода законов о геральдической символике, где должны быть описаны правила создания и использования гербов, флагов, печатей и других видов символики. Напомню, что попытка Кабинета министров Украины сделать первый такой законодательный шаг уже предпринималась. 13 августа 1996 года было издано распоряжение № 504-р о необходимости разработки проекта Закона Украины «Про державні символи України», ответственность за который ложилась на Министерство юстиции. Однако последующее проведение конкурса, объявленное Кабинетом министров Украины в постановлении № 1328 от 2 ноября 1996 года «Про проведення конкурсу на кращий ескіз великого Державного Герба України і кращий текст Державного Гімну України», перечеркнуло всю работу государственных чиновников.

Можно положительно или отрицательно относиться к работе члена Комиссии по государственным наградам и геральдике при Президенте Украины Алексея Руденко, но без закона о геральдике вся работа этой комиссии не имеет смысла. А критиковать Алексея Руденко есть за что. Например, за ошибки, сделанные им в описании геральдического знака — эмблемы Министерства внутренних дел Украины (Указ Президента Украины № 1346 от 19 декабря 2000 года). «Геральдичний знак — емблема Міністерства внутрішніх справ України (далі емблема МВС України) являє собою восьмикутну зірку з білого металу у вигляді 48 розбіжних променів. У центрі зірки вміщено зображення малого Державного Герба України. Відтворення зображення емблеми МВС України допускається у пропорціях, що відповідають меті їх застосування. Емблема МВС України може бути виконана в однокольоровому варіанті».

Даже начинающий геральдист скажет, что в геральдике используются только два металла — золото и серебро, а звезд из белого металла там не существует. Более того, звезды имеют только лучи, но никак не концы (куты). А более грамотный геральдист добавит, что 48-лучевая звезда — эмблема МВД Украины — уж очень напоминает звезду св. Андрея Первозванного, главный орден России, учрежденный Петром І в 1698 году, и советскую военную наградную символику.

Последние две фразы о пропорциональном воссоздании изображения эмблемы и возможном одноцветном варианте к описанию самой эмблемы никакого отношения не имеют. Это общие правила геральдики и нормы законодательства. А по европейским стандартам к словесному описанию знака, подлежащему обязательной регистрации, должен прилагаться эталон изображения в каждой технике его исполнения.

Именно здесь поджидала Алексея Руденко вторая ловушка, сделанная им самим при выборе лапчатого креста в качестве основной фигуры для эмблем остальных силовых структур Украины. Как отличить черно-белое изображение эмблемы Вооруженных Сил от символики СБУ или Госдепартамента по вопросам исполнения наказаний, ведь эти формирования относятся к разным ведомствам и находятся на разных уровнях в структуре правительства? Черно-белое полиграфическое изображение будет идентичным у всех. Кроме того, лапчатый крест для многих людей будет ассоциироваться с наградным немецким железным крестом и прусским кульмским крестом, которые учредил прусский король Фридрих III в 1813 году во время войны с Наполеоном. Ведь в мировой практике наиболее распространенная форма наград — крест.

Знание истории также очень важно для специалиста по геральдике. Вот уже несколько лет заведующий сектором геральдики Управления государственных наград и геральдики при администрации Президента Украины кандидат исторических наук Юрий Савчук старается заменить нынешний герб Киева с архистратигом Михаилом на изображение куши (лука-самострела), исходя из того, что эта фигура в киевской символике имеет более древнюю, почти на три столетия, историю.

Однако при этом почему-то не вспоминается цитата из «Истории города Киева» Максима Берлинского, написанной в 1799 году: «В 1503 году для ободрения и приласкания киевоподольских жителей, недавно пред сим населившихся в городе, великий князь литовский первую жаловал грамоту киевоподольскому мещанству, увольняющую их в тогдашних обстоятельствах от некоторых тяжестей военных и прочая. Сие обстоятельство было поводом к учреждению в последующее время настоящего магистрата, который в течение времени надаваемыми грамотами приобретал разные права, владения и вольности».

Именно в этой грамоте, данной, как видим, пришлым в Киев людям, и было первое описание куши как символа Подольского магистрата, но отнюдь не всего города, находившегося тогда на границе Польши и России, пребывавших перед этим в состоянии войны:

«Герб вообще Киева представляет образ архистратига Михаила в голубом поле, в серебряной одежде, с непокровенною головою, со щитом и мечом в руках или попирающего копием змия; однако собственно киевоподольского магистрата герб изображается в щите натянутый самострел, называемый Куша».

Создание специальной государственной структуры, занимающейся исключительно экспертизой и регистрацией геральдической символики, назрело давно. Ее необходимо иметь и Украинскому институту промышленной собственности (Укрпатент), входящему в состав Госдепартамента интеллектуальной собственности Министерства образования и науки Украины. Именно туда поступают от предпринимателей заявки на регистрацию товарных знаков, изображения которых порой ничем не отличаются от гербов. Художнику несложно на заказ нарисовать некое подобие герба, но при этом почему-то никого не интересуют особенности геральдических правил и традиций.

Вот поэтому все так запутано в Украине с геральдикой.