UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Захар Беркут" по-голливудски

Девятого октября в кинотеатре "Киевская Русь" состоялась гала-премьера украинского исторического экшена "Захар Беркут".

Автор: Анастасия Канивец

Режиссеры ленты - Ахтем Сеитаблаев, Джон Винн, в главных ролях - Роберт Патрик, Алекс Макниколл, Поппи Дрейтон, Томми Фленаган, Цегмид Церенболд, Андрей Исаенко, Алина Коваленко, Роки Майерс, Оливер Тревена, Виктор Жданов.

Программа, предшествовавшая показу, была насыщенной. Так, в некоторой степени приблизить к миру "Захара Беркута" должны были вступительное действо и оформление зала. Актеры-конники парка "Киевская Русь" в древнерусских и монгольских костюмах инсценировали поединки на мечах, а затем состоялось огненное шоу (в фильме много ночных сцен, в частности с ритуальным костром, так что огонь можно назвать одним из изобразительных лейтмотивов).

Карпатского колорита добавили трембитары. В кинотеатре - выставка костюмов к фильму с эскизами и портретами персонажей (художник по костюмам Антонина Белинская; ее работу, как и работу художника-постановщика Влада Одуденко, следует отметить особо: материальный мир Киевской Руси сохранился лишь в фрагментах, а о карпатских поселениях того времени и говорить нечего; так что визуальную составляющую Тухли пришлось не воссоздавать, а творить).

К сожалению, текстовок к экспонатам не было, хотя можно узнать одежду Мирославы, Захара и монголов. Два идола из фильма теперь украшают холл кинотеатра.

Свой след лента оставит не только в истории украинского кино (наверное, об этом уже можно говорить), но и в филателии и нумизматике. Именно в день киевской премьеры состоялись торжественное погашение почтовой марки "Захар Беркут" и презентация памятной монеты "Захар Беркут", выпущенной Ощадбанком совместно с "FILM.UA Group".

Посетили кинопремьеру многие представители отечественного искусства, шоу-бизнеса и, в меньшей степени, политикума: Святослав Вакарчук (саундтреком к фильму стал "Перевал" в исполнении "Океана Эльзы"), Роман Балаян, Олесь Янчук, Олесь Санин, Олег Сенцов, Евгений Нищук, Николай Княжицкий и др. Перед показом своими ожиданиями поделился Олесь Янчук: "Я вообще считаю, что каждый исторический фильм для Украины, особенно если он касается нашей истории, весьма актуален... Я знаю, что очень большая работа проделана, и немалые деньги потрачены. Надеюсь, фильм зрители примут как можно лучше, и он будет иметь успех".

После полуторачасового мероприятия настало время для центрального события - самого фильма. Режиссер Ахтем Сеитаблаев рассказал, что открыл для себя в произведении Франко: "Я - крымский татарин, уже пять лет как не был на родине, дома, и за пять лет видел маму и отца только трижды. Я говорю это к тому, что так сложилось: кроме того, что я режиссер, я - человек, который точно знает и ощущает на себе, что такое - надеюсь, временно - потерять Родину. Я открыл для себя много эмоций, заложенных в этом произведении Ивана Франко, и открыл для себя, что жертвенность, начиная с Авраама, - это сверхтяжелый выбор для каждого человека. Но, слава Всевышнему, такие люди, как Захар Беркут и его сыновья, даже на территории легенды помогают нам понять, что… именно они держат небо над нами".

Особо прокомментировал режиссер и опыт работы с иностранными актерами: "Они все прочитали эту повесть и задавали очень много вопросов, в частности Роберт Патрик и Томми Фленаган. Они очень интересовались, откуда берет начало эта легенда и что сейчас происходит… Они же слышали, что в Украине идет война, что Украина защищается от внешнего агрессора, от России. И были прежде всего удивлены тем, что во время войны в Украине занимаются культурой, и кино в частности… А вообще я хочу сказать, что они были готовы к сотрудничеству, и это чувствовалось на площадке. Иногда мы с Джонни (Джоном Виттом, сорежиссером. - А.К.) говорили, что нам, как режиссерам, достаточно этого дубля, а Томми или Роберт спрашивали: "Может, еще один?" Поэтому они - настоящие мужчины, настоящие актеры. Я лично горжусь тем, что наши украинские артисты никоим образом не уступают голливудским, поэтому высказывание, что наши актеры чего-то там не могут, - это неправда".

* * *

И о самом фильме. Сегодня если есть какая-то украинская лента по голливудским стандартам, то это "Захар Беркут". Речь идет не только о зарубежных актерах в ключевых ролях или о том, что снимался фильм на английском. Американские специалисты принимали активное участие в производственном процессе, включая написание сценария и режиссуру. Так что результат очень отличается от стандартной украинской продукции. Голливудское влияние ощущается во всем - в построении сюжета, в характере диалогов, даже в типах персонажей (хотя материал локальный и несколько экзотический для Запада, он хорошо укладывается в матрицу его исторического приключенческого кино, тем более что речь идет все-таки о средневековой Европе). Это воспринимается неоднозначно (в конце концов, в условиях культурной экспансии Голливуду хочется, чтобы у отечественного кино было свое лицо!), но имеет свои преимущества.

Первое - это опыт применения мировых стандартов и, как результат, крепкая профессиональная лента, без традиционных для Украины недостатков в драматургии, актерской игре, технических моментах (хотя компьютерная графика здесь не всегда совершенна) и т.п.

Другой, более важный момент: "Захар Беркут" - это культурное послание Украины миру. О ней, тем более о ее истории, знают мало. Теперь же лента, которую, кстати, уже закупил ряд государств, в доступной форме расскажет о нашей истории, традиции войн с восточными захватчиками, а заодно и об общих с Западом ценностях.

Понятно, что пересказ произведения Франко не дословный, что естественно для киноадаптации. Введены дополнительные сюжетные линии, новые персонажи. Кстати, об одном из них, немом богатыре Петре, нам не без юмора, сжато и емко рассказал исполнитель Андрей Исаенко: "Он - побратим главного героя Максима Беркута. Тухолец, кузнец, рыжий!" Также появились в фильме Богун (очевидно, далекий предок Ивана Богуна, то есть заодно продемонстрировано временное и пространственное единство Украины), жена Захара Беркута и др.

Кинолента динамична, в ней больше, чем в первоисточнике, батальных сцен, заметны современные идеологические тенденции (прежде всего провозглашение демократических ценностей, воплощенных в образе тухольцев, да и гендерный дискурс, представленный образом Мирославы).

Вообще же, это достойное современное прочтение классики, объединяющее дух первоисточника (в целом) с легкостью и драматизмом изложения, современными ценностями и политической актуальностью. Это фильм, в котором каждый зритель найдет что-то для себя и который, надеемся, докажет миру кинематографическую состоятельность украинского исторического кино.