UA / RU
Поддержать ZN.ua

Загадочный пассажир из Вроцлава

Цибульский - это миф и имидж польского кино XX века. Имидж самого актера, как известно, предполагал всегдашние темные очки и обязательную мужскую загадочность. Пожалуй, никто после Збышека не мог похвастаться "фирменной" стильностью экранного существования, философской наполненностью каждого образа.

Автор: Дмитрий Санин

Впервые в Украине будет представлена ретроспектива лучших картин выдающегося польского киноактера Збигнева Цибульского (1927-1967). Судьба и фильмы Збышека, как ласково его называли друзья, до сих пор не оставляют равнодушными зрителей.

Любимый актер Анджея Вайды и Ежи Кавалеровича прожил короткую, - всего сорок лет, - но яркую жизнь. Он родился в деревне Княже недалеко от Станислава. Окончил в 1953-м театральную школу в Кракове. И… погиб на вокзале во Вроцлаве, когда сорвался с подножки ночного поезда, возвращаясь со сьемок. Легенды гласят, что свидетелем этой трагедии стала Марлен Дитрих, и якобы смерть Збышека для кинодивы, причисленной к сонму возлюбленных польского актера, стала незаживающей раной до последних дней жизни.

Цибульский начал сниматься еще с начала 50-х. Но оглушительную всемирную славу ему принес фильм Анджея Вайды "Пепел и алмаз" (1959). Трагический рассказ о переломной послевоенной эпохе, заключенный в "рамки" душевного смятения героя, сыгранного Цибульским. Эта картина представлена в ретроспективе лучших фильмов Цибульского, которая пройдет в столичном кинотеатре "Киев" 21-24 марта. В программе также ленты "Поезд" ("Загадочный пассажир"), "До свидания, до завтра", документальный фильм "Збышек".

Цибульский - это миф и имидж польского кино XX века. Имидж самого актера, как известно, предполагал всегдашние темные очки и обязательную мужскую загадочность. Пожалуй, никто после Збышека не мог похвастаться "фирменной" стильностью экранного существования, философской наполненностью каждого образа.

"Политический резонанс, сопровождавший "Пепел и алмаз" в Польше (террорист - и вдруг положительный герой!) в СССР почти не отозвался, - считает кинокритик Сергей Добротворский. - Поэтому через десять лет лишь немногие знатоки сумели оценить трагическую иронию фильма "Все на продажу" - вайдовского реквиема по мертвому другу, обреченному на смерть еще при жизни и доигравшему-таки свою первую и единственную роль до конца… В мифологии шестидесятых Збигнев Цибульский - это восточноевропейский Джеймс Дин.

Збышек подарил спивавшимся в годы застоя шестидесятникам иллюзию того, что и они гибнут от пули, выпущенной временем им в спину".