UA / RU
Поддержать ZN.ua

Забери меня отсюда!

В столичном ТЮЗе на Липках почти две недели проходил проект "Class Act: Схід-Захід". Подростки из Западной и Восточной Украины писали в своих пьесах "о чем болит", а профессиональные режиссеры-актеры реализовывали эту боль на сцене.

Автор: Олег Вергелис

В столичном ТЮЗе на Липках почти две недели проходил проект "Class Act: Схід-Захід".

Подростки из Западной и Восточной Украины писали в своих пьесах "о чем болит", а профессиональные режиссеры-актеры реализовывали эту боль на сцене. Куратор проекта - Наталья Ворожбит. Премьеру поддержал Евгений Нищук - как министр и актер.

Драматург Ярослав Черкашенко живет в Попасной на Востоке. Перешел в 11-й класс, увлекается футболом. Во время обстрелов города вместе с семьей постоянно выезжает. Впрочем, его пьеса "Последняя жертва" не о войне. Внешне - о мире, о желании доброго мальчика сделать маму счастливой. Он мечтает, чтобы она могла посетить престижную галерею. И ради этой затеи поступается одним из главных своих "принципов" (каким - оставлю в секрете). Режиссер мини-спектакля - Алик Сардарян.

Драматург Виталик Шмитько тоже из Попасной, ему 15 лет. И его пьеса "Камень" - тоже не о войне. О "мирных" забавах дворовой ребятни. Играли на заброшенном элеваторе. Уронили с высоты огромный камень, который рухнул на проходившую женщину. Она осталась инвалидом. А у подростка этот случай вызвал муки совести, но не кризис жанра. Режиссер - Стас Жирков.

Драматург Яна Солоненко из Нововолынска, это - Запад Украины. Ей 14 лет. Свою пьесу "По ту сторону реальности" она и посвятила "той" стороне реальности. Милая девочка, ее ровесница (если я все правильно понял) находится в противостоянии с неким Духом, принимающим различные образы. И дабы избавиться от наваждения, его нужно убить. Но и самой героине предстоит скольжение в бездну. Экзистенциальный и мистический сюжет поставила Тамара Трунова.

Драматург Олег Майборода постарше коллег - ему 17. Как и многие, он приехал из Попасной. И вместе с драматургом из Нововолынска Сашей Вакулюком (ему 14) написал "Блокпост" (режиссер Лиза Смит).

Пожалуй, самую трудную миниатюру на тему войны. (А эта тема, естественно, объемно и объяснимо представлена в проекте Class Act). Два паренька - украинец и русский - волею судеб оказались на одном блокпосту. Говорят о том, о сем, сетуют на власть, которая не больно-то помогает военным. Затем, раззадорившись, покупают торт! А потом - бой. Из которого, похоже, никто не вернется.

Фото Александры Железновой

Сам Олег Майборода печальную историю мог бы написать и о себе. Его город под постоянным прицелом, парень с бабушкой живет в двух шагах от ада. А бабушка никуда не хочет и не может уезжать: "Здесь же мой дом!" Отец Олега умер после тяжелой болезни, проведя много времени в холодном подвале. Мама скрылась за горизонтом в поисках заработка. И вот драматург Олег в Киеве напишет свой "Блокпост", а потом вернется на свой "пост", к бабушке...

В одиннадцати подростковых драматургических миниатюрах, подрихтованных взрослыми авторами (Наташа Ворожбит, Ира Гарец, Дима Левитский, Кира Малинина), все же больше взрослой печали, нежели юношеской безмятежности. Время - ночь. И на сцене, и в текстах. Эта ночь необходима им, что бы высвободить наваждения. А день - всего лишь период литературной огранки. Каждый пишет вроде о "других". Но все же о своем взрослом детстве.

Пишут о соприкосновении с реальной, а не придуманной болью.

Размышляют о теперешней тщетности красивой мечты (на эту тему - трогательный сюжет "На пуантах"). Они же говорят-кричат о неизбывных тревогах, поселившихся в их добрых душах и сердцах.

Фото Александры Железновой

Это тексты не из-под пера наивного мечтателя, сочиняющего комиксы о виртуальных покемонах. Это послания подростков, которым неуютно в теперешнем мире. Поэтому некоторые из текстов - словно сдавленный крик Ваньки Жукова: "Увези меня отсюда!"

Увези из-под обстрела. Освободи от безысходности. Подари надежду.

При этом в сюжетах никакой экзальтации, никакого надрыва. Восприятие жизни адекватное, порой смиренное и рассудительное.

Маленькие пьесы - этот часто безысходный нарратив, наивный психологизм, заземленный в трагизм дней нынешних - робкая попытка изменить если не саму жизнь, то хотя бы временно сменить в ней декорации.

Class Act, собственно, как социальный и театральный проект, как раз и нацелен на возможность "что-то" изменить. Но поскольку в жизни больше идиотизма, нежели здравого смысла, естественно, никакой Театр никакую такую Жизнь не изменит. Пожалуй, может измениться хотя бы их (подростковое) отношение - к вызовам и сюжетам жизни.

Фото Александры Железновой

Удивительно, но даже внешне мирную тему - аферисты в арт-среде (пьеса "Моя стартовая цена") - драматурги Алина Демусь и Володя Ришитюк (из Нововолынска) заводят в угол безысходного драматизма. Мальчик пишет картины. Над ним насмехаются: "Мазня!" Мальчик накладывает на себя руки. И тогда опытные "арт-кураторы" бойко наживаются на творчестве безвременно ушедшего юного гения, продавая "мазню" втридорога. Каково?

Пожалуй, только одна история (из одиннадцати драматургических сюжетов) в большей степени - мажорна, даже комична. Над сюжетом "Через боль к звездам" работало трио из Нововолынска и Николаевки: Богдан Мазурок, Влад Волощенко, Инна Якобчук. Смешной сюжет и такая же веселая постановка (режиссер Стас Жирков), слегка троллит "Наталку-Полтавку" и мультфильм "Жил-был пес". В конце концов, хоть здесь все завершается миром и свадьбой. Взявшись за руки, герои поют и ликуют. Сцена, прежде облаченная в "ночь", временно светлеет. (Композиционный принцип собранного спектакля - подчеркнуто кинематографический. Как бы "короткометражки" в формате "Открытой ночи". Задействованы экран, лестница, минимальный реквизит).

Class Act возник когда-то в одном из театров Шотландии. У его истоков стояла (да и по-прежнему незыблемо стоит) Никола Маккартни. За время существования формат покорил прогрессивных театральных деятелей Британии, России, других стран. В Украине подобная история - впервые.

Собственно, впервые предпринята попытка в столь непростое время объединить творческих подростков из разных регионов - в одной среде. В одном котле, в одном инкубаторе.

Это попытка не "увести" их от конфликтности, а перевести конфликт в плоскость драмы. Где ему самое место.

Талантливых детей искали на освобожденных территориях Востока, в шахтерском городке на Западе Украины.
20 юных авторов не так уж долго притирались в столице друг к другу: мне показалось, общий язык они нашли сразу. У подростков все это получается легче, эффектнее, без особых мук преодоления культурного или географического расстояния.

Допустим, Макс Фисюра из Нововолынска и Богдан Мисан из Попасной вместе "в четыре руки" пишут "Братские войны". О чем пьеса - ясно, хотя внешний антураж вневременной. Один из мальчиков говорит:
"В этой пьесе история двух братьев, у которых цель одна, но достичь ее они хотят по-разному. Один - с помощью мира, другой - с помощью войны".

При этом каждый из двух драматургов - большой дипломат, терпеливая умница. Каждый эти "братские войны" хотел бы оставить только в текстах подростковых пьес, а для жизни припасти - нечто другое.

Class Act тем временем выявляет не только разножанровые пристрастия подростков-драматургов. Здесь же, в спектакле-коллаже, сами собой проявляются и особенности сценических почерков некоторых молодых режиссеров.

Фото Александры Железновой

Например, в сценических сюжетах Тамары Труновой ("По ту сторону реальности" и "Военный вальс") заметен строгий подход аналитика, для которого на первом плане - разум, потом - чувственность. В маленьких спектаклях Стаса Жиркова ("Камень", "Через боль к звездам") за внешней бравадой, напускным стебом и модной раскованностью обязательно предполагается некое второе и даже третье глубокое дно. Он так и действует на сцене, лихо жонглируя жанрами. Когда надо, подменяя комическое - трагическим, а пафосное - патетическим.

Еще похвалю артистов. Поломав свои графики и, естественно, безо всяких гонораров, они работали в Class Act днем и ночью. Для многих по-новому открылся актер Роман Ясиновский. Несколько выразительных образов воплотила Римма Зюбина. А уж когда на сцене в миниатюре "Через боль к звездам" в роли современной Терпелихи появляется Ирма Витовская - "детский театр" превращается в театр подлинный. С его вторыми и третьими планами, многоходовками и парадоксами.

Фото Александры Железновой

За день-два (не дольше), собственно, и были поставлены маленькие сюжеты (короткометражные "спекты"), образовавшие трехчасовой коллаж - со своим ритмом, смыслом, подтекстом. И убедившие, что не всегда продолжительность репетиций предполагает эффектный результат. Поскольку здесь, в кратчайший срок, в состоянии творческого стресса родились чистая эмоция и чистая энергия.

Родился какой-то новый, многим из наших корифеев непонятный, но все же - театр. Который, повторюсь, если и не изменит иную жизнь, то хотя бы что-то подкорректирует.