В нашем отечестве литературно-художественные журналы всегда играли особенную роль. Без преувеличения можно сказать, что они время от времени становились кузницей новой мысли, нередко предвосхищали будущие общественные явления. Достаточно вспомнить некрасовский «Современник» 60-х годов прошлого века, «Новый мир» времен хрущевской «оттепели» во главе с Александром Твардовским или предвосхищение горбачевской перестройки уже многими центральными журналами...
Обо всем этом мы говорили с главным редактором русского журнала «Радуга» Юрием Ковальским, возглавившим его лишь полтора года назад. Он считает, что его журнал, как и все издания Союза писателей Украины, был предназначен в большей мере для писателей, чем для читателей. С этим нельзя не согласиться. Структура СПУ, существующая с незначительными изменениями и доныне, служит главным образом тому, как обеспечить приличное существование писателям. Конечно, при этом желательно, чтобы их произведения отличались талантом и пользовались успехом у читателей. Последнее обстоятельство, увы, не было обязательным. Все издательства и журналы Союза писателей были строго обязаны печатать произведения членов организации, чтобы обеспечить их какими-то минимальными средствами существования. Шел «производственный» поток, вернее, очередь (только в одном Киеве насчитывается около 600 членов СПУ) на печатание при почти полном отсутствии принципиальной критики.
Кстати, сегодня литературная критика тоже обслуживает лишь писателей, полностью игнорируя интересы читателей. Наблюдается странное явление - они как-будто есть и в то же время их нет.
- В прошлом году мы поочередно обращались к восьми или девяти критикам с просьбой написать большую обзорную статью о литературном процессе, пообещав заплатить достойный гонорар, - рассказывает Юрий Ковальский. - Но никто из них не согласился. Причины были разные: кто-то занялся политикой, другие зарабатывают в коммерческих структурах, третьи ушли в общественную работу. Но в их отказах была одна общая черта - они признавались, что не в состоянии охватить образовавшиеся книжные завалы, перестали следить за журнальными изданиями...
В наше время художественно-литературные журналы Украины и России переживают трудные времена. Достаточно сказать, что такое известное российское издание, как журнал «Знамя», имевшее тираж около миллиона экземпляров, ныне насчитывает всего 8 - 9 тысяч, а у «Дружбы народов» с полуторамиллионной армией подписчиков осталось несколько десятков тысяч. Тиражи сократились в десятки, в сотни раз.
Конечно, главная причина такого положения - всеохватывающий экономический кризис, стремительные изменения в общественной жизни. Впрочем, и в миллионных тиражах некоторые умные писатели видели что-то болезненное. Когда Сергей Залыгин услышал, что «Новый мир» имеет тираж всего 7 - 8 тысяч, он сказал, что это совсем неплохо, что журнал издается для своего читателя. Он имел в виду именно гипертрофированность огромных тиражей как явление искусственное, привнесенное нормальностью всей жизни. Причины огромных тиражей в бывшем Советском Союзе объясняются, как ни странно на первый взгляд, тоталитарным режимом, стремлением к унификации и гигантомании.
Журнал «Радуга» не является исключением, более того, он находился в еще худшем положении, чем некоторые украинские издания. Скажем, если писатель с каким-то именем не мог напечатать свое произведение в «Вітчизні», или позже в «Києві», он переводил его на русский язык и печатал в журнале «Радуга». Естественно, что произведение да и сам перевод были не лучшего качества. То же самое происходило и с московскими и ленинградскими авторами: к ним обращались, они присылали то, что не проходило в российских издательствах.
Вообще, это сложнейшее явление - русские писатели не на русской почве. Ведь для того, чтобы писать хорошо, надо любить землю, на которой живешь. Поэтому украинские русскоязычные писатели отличаются от российских коллег своим менталитетом, что позволяет говорить о том, что по образу мышления и восприятию русские, живущие в Украине, далеко не одно и то же, что русские, живущие в белокаменной или Нижнем.
Украинская русская автура, в общем, всегда была очень слаба - на уровне аматорства, нередко больна самоедским графоманством. Те же, кто сумел достичь профессионального уровня, печатались, как правило, в российских изданиях.
Некоторое время назад мне довелось перелистать «Радугу» за несколько последних лет. Конечно, изменения к лучшему я не обнаружил, более того, мне показалось даже, что усилился местечковый, провинциальный характер содержания. А когда увидел, что в 1993 году в свет вышел лишь один номер, а в 1994 - только два, я понял, что журнал на краю пропасти.
Об этом я прямо сказал Юрию Ковальскому, который ничуть не обиделся. «Новая редакция «Радуги», - сказал он, - ведет свой отсчет по существу где-то с начала 1994 года, хотя нельзя сказать, что в прошлом журнал не имел творческих удач. Были памятные публикации произведений Марии Глушко, Ушакова, Виктора Некрасова, Бориса Палийчука и других. В этом году мы почти сумели восстановить периодичность, выпустив уже шесть номеров.
Неожиданно сильную конкуренцию журнал почувствовал от многочисленных издательств, каждое из которых выпускает в год от 30 до 70 книг, удовлетворяя всевозможные запросы читателей. Сначала их перекормили французскими историческими и приключенческими романами, потом фантастикой, затем детективами. Беда издательств в том, что они не очень разборчивы и в последнее время рядом с интересными произведениями печатали и посредственные.
Примечательно, что в последнее время многие из новых издательств прекратили выпускать свою продукцию, посчитав более выгодным перепродавать книги, изданные в России... Так или иначе, но этот книжный обвал привел читателя в растерянность, он уже не знает, где хорошее, а где плохое, поэтому вынужден будет обращаться к литературно-художественным журналам, традиционно имеющим особенное значение на территории Восточной Европы».
Обновленная редакция журнала поставила перед собой цель предоставлять свои страницы только полноценной литературе. Это задание чрезвычайной сложности хотя бы потому, что рождение талантливых писателей зависит лишь от Бога. Общеизвестно, что литературную конъюнктуру делают три-четыре хороших романа в год, на большее рассчитывать невозможно. Поток же литпроизведений в редакцию, несмотря на тяжелую жизнь, довольно плотный, и для сотрудников редакции настали очень тяжелые времена - отказывать большинству авторов, буквально отбиваться от графоманов, выдерживать осаду членов СПУ, его секции русских писателей, по-прежнему требующих печатать их произведения лишь на том основании, что они члены Союза писателей. Посыпались письма с различными обвинениями в Кабинет министров, Президенту, в Министерство информации...
Кстати, Союз писателей Украины из-за безденежья предложил журналу выйти из-под его опеки и самостоятельно искать меценатов и спонсоров. Меценатов наше общество еще не воспитало, а спонсоры приходили с предложениями изменить структуру журнала, переделав его в рекламный. Одно время «Радуге» помогал концерн «РИО-ПРЕСС», но сейчас он испытывает серьезные финансовые трудности.
После неудачи с «РИО-ПРЕСС» коллектив редакции решил сам зарабатывать деньги для выпуска журнала. Было создано издательство, специализировавшееся на выпуске продукции для разных министерств и предприятий, что дало возможность перейти на собственное финансирование. Следующим шагом было создание совместно с фирмой «Евроинвест» инвестиционной компании.
Несколько поправив свое финансовое положение, но больше надеясь на будущие прибыли, журнал с 1996 года планирует издавать ежемесячное литературное приложение, в котором предполагается печатать самые лучшие современные произведения украинских, белорусских и российских авторов, признанных таковыми экспертами, отмеченных литературными премиями и просвещенной читательской элитой. Также со следующего года им утверждается литературная премия по нескольким номинациям - современность, историческая проза, детектив и приключения, фантастика, детская литература.
- Наша основная надежда на подписчиков журнала, которых сейчас уже более пяти тысяч. Они сразу отметили восстановление периодичности, радуются удачным публикациям, - сказал главный редактор журнала «Радуга». - Если нам удастся выдержать обещание печатать только самые лучшие произведения, мы уверены, что тираж быстро начнет расти.