UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗА КУЛИСАМИ АНИМАЦИОННОГО КИНО

Торжественная церемония открытия юбилейного XXX международного кинофестиваля «Молодость» ожидаемого сюрприза не принесла...

Автор: Юрий Зелинский

Торжественная церемония открытия юбилейного XXX международного кинофестиваля «Молодость» ожидаемого сюрприза не принесла. Напомню, что на пресс-конференции, предваряющей открытие, генеральный директор Андрей Халпакчи обещал, что звездное имя главы жюри будет там названо и сам он предстанет перед восхищенными взорами широкой кинообщественности. К сожалению, по неизвестным причинам председатель на сцене дворца «Украина» так и не появился. Состав же жюри, заранее объявленный организаторами, изменений не претерпел. Церемонию открытия вел лично генеральный директор вместе с Анной Безулик. А открылась «Молодость-2000» ретрофильмом Леонида Осыки «Каменный крест». Правда, чтобы попасть на экран дворца «Украина», пришлось получать в Министерстве культуры специальный сертификат. Итак, фестиваль стартовал.

В рамках ХХХ кинофестиваля «Молодость» проходит выставка «Анимационные фильмы из Германии», организованная также фондом «Кино-Коло», галереей «Персона» и Немецким культурным центром «Гете-институт Киев». Она дает уникальную возможность, с одной стороны, заглянуть за кулисы анимационного кино и понять, как именно оно делается, а с другой — представляет определенный срез немецкого анимационного кино.

Фильмы, представленные на выставке, в большинстве своем были созданы в период 1990—97 гг. и отмечены многочисленными наградами на различных фестивалях, в том числе двумя «Оскарами». Хотя, как подчеркивают организаторы, критериями отбора картин в меньшей степени было количество регалий, скорее учитывались разнообразие материалов, используемых для их создания, и тематическая широта.

На выставке представлены модели, куклы, фрагменты декораций, рисунки и фотографии к девяти фильмам. Сформировал экспозицию и разработал ее концепцию художественный руководитель Киноакадемии Баден-Вюртемберга и Людвигсбурга, а также основатель фестиваля мультипликационных фильмов в Штутгарте Альбрехт Аде. Представленные им картины очень разные. В первую очередь по технике исполнения: живопись маслом на стекле, пластилиновые фигурки, рисунки на пленке и т. д. Темы и сюжеты фильмов также различны. Объединяет их лишь то, что относятся они к так называемому авторскому, а не коммерческому кино и способствуют развитию анимации вообще.

Ярким примером такого фестивального кино является фильм «Стремление» режиссеров Томаса Штелльмаха и Тайрона Монтгомери, отмеченный «Оскаром» в 1996 году (кстати, киноманы наверняка помнят его по показу на «Молодости»). Здесь содержанием и смыслом картины становится сам материал. В поисках воды песочный человек бросает свою песочную страну. Следуя за каплей влаги, он путешествует по каменному, бумажному и железному мирам. Песочному человеку удается достичь воды, но... это заканчивается для него трагично: миллионами песчинок он в ней растворяется. Для создания «Стремления» были сооружены 15—20-метровые декорации. Над фильмом работали десятки человек, было создано три модели песочного человека, две из которых использовались буквально по пять секунд экранного времени. Так что авторское кино вовсе не дешевое кино. Напротив, оно зачастую бывает более трудоемким, чем коммерческие штамповки, и наверняка — более изобретательным по части изобразительных решений. Например, Даниэль Ноке в «Мастере кнута» использует пластилиновые куклы, а Томас Майер Германн в «Сотворении» ограничивается черно-белыми рисунками, обыгрывая ассоциативные ряды.

Единственное, что лично меня смутило в представленной программе, — это некоторая депрессивность фильмов: они пронизаны ощущением надвигающихся несчастий. Незавидная участь постигла песочного человечка в «Поиске». В «Сотворении» все вроде бы более оптимистично. В картине с юмором описывается семь дней сотворения мира. Животные, птицы, рыбы живут в гармонии и поют торжественные арии. А на седьмой все стихают и замирают от страха: появляется человек. Недолго думая, его поедает динозавр, и остальная живность, отойдя от шока, взрывается хвалебной песней. Не очень-то все это весело. Еще один образец своеобразного черного юмора являет собой «Мастер кнута», где два приговоренных к казни заключенных веселятся по поводу того, что их «надули» подельники и сбежали из тюрьмы вместо них. В общем, довольно язвительная картина современных нравов. Но все ли так безнадежно? Пожалуй, нет.

«Исповедь» режиссера Йохена Куна — это смешная и грустная история о так и не состоявшейся встрече Папы Римского и Эриха Хонеккера. В смысле — прошло время исповедоваться.