UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЮРИЙ ЛЯШЕНКО — БРАТ НОВОГО ГОДА

В первый день нового года свое шестидесятилетие отмечает известный украинский кинорежиссер Юрий Ляшенко...

Автор: Тарас Кинько

В первый день нового года свое шестидесятилетие отмечает известный украинский кинорежиссер Юрий Ляшенко. Его телевизионный фильм «День первый - день последний» (1978 г., к/ст. им. А. Довженко) с Л.Виролайнен и Л.Бакштаевым в главных ролях стал в свое время долгожителем телеэкрана. Канула в лету советская эпоха. А любовная мелодрама нисколько не устарела.

Был в творчестве юбиляра и широко любимый зрителями художественный фильм «Мерседес» уходит от погони» (к/ст. им. А.Довженко, 1980 г.). Он тоже стал долгожителем - на этот раз прокатного экрана. Более десяти лет этот фильм упорно держался в числе самых кассовых картин.

Я работал редактором на

к/ст. им. А. Довженко. Помню просмотр фильма «Мерседес» уходит от погони». В том странном фильме о войне не было ни патриотического пафоса, ни патетики, ни осуждения. На экране были простые пахари войны, частный эпизод. И при всем этом не теряется судьба и ценность отдельно взятого человека. Достигнуто все это с помощью главного и трудно определяемого свойства режиссуры: авторской интонации. Фильм - вот загадка! - смотрится на одном дыхании даже теперь, в эпоху доминирующих американских представлений о кино.

Неожиданный успех фильма положил начало превратностям судьбы режиссера. Куда проще объявить обе удачи случайными, чем проиграть в сравнении с профессионально опасным конкурентом, в какого вырастал Юрий Ляшенко для некоторых преуспевающих коллег. Почти пять лет юбиляр находился в творческой опале за недоразумение, связанное с его статьей о поэтическом кино. Но ему самому и в голову не приходит причислять себя к репрессированным, к гонимым, в отличие от тех коллег, которые и тогда, и теперь удачно спекулируют на инакомыслии и непризнанной гениальности. Видимо, человеку, одержимому творческими мечтами, действительно не до саморекламы.

Так было - так и осталось. Не так давно он инициировал работу над экранизацией «Черной рады» П. Кулиша, «заразил» своим замыслом маститого литературоведа. В результате - снимает сегодня другой. Ляшенко, как и прежде, бездействует.

А теперь - о «Записках Кирпатого Мефистофеля» (к/ст. им. А.Довженко, 1980 г.). Об этой экранизации одноименного романа В. Винниченко много написано хвалебного, ни слова - ругательного, но мало кто из зрителей мог эту ленту увидеть.

В ее основу положены любовные истории, в которых проходят испытание не только чувства, но и само человеческое в человеке. Сатанизм тонко отслеживается в заложенной максиме Достоевского о счастье мира, построенном на смерти одного загубленного в роли искупительной жертвы младенца. Преемственность с Достоевским в творчестве В. Винниченко отмечали все.

На съемках было все: анархия в съемочной группе, брак кадров, снятых словно по иронии именно в церкви, неожиданные подарки судьбы в виде чудом сохранившихся декораций... И все это на фоне общего развала кино. Был и успех. На международном кинофестивале «Золотой витязь», проходившем в 1994 г. в Тирасполе под девизом «За духовные идеалы, за нравственное возвышение человека», режиссер получает один из главных призов - «Бронзовый витязь». На первом Ялтинском международном кинофестивале в соперничестве с Пьером Ришаром, с А. Абдуловым, с М. Державиным и другими звездами актер С. Романюк получает приз за лучшее исполнение мужской роли, а Юрий Ляшенко - за лучшую режиссуру. Но фильм лишен доступа к зрителю.

...В далеком 1941 году, спасаясь от бомбежки, юбиляра двух лет от роду оставили впопыхах в хате. Мать хватилась уже в соседском погребе, когда земля ходуном ходила от взрывов бомб. И как ни держали ее, вырвалась-таки, чтобы спасти сына. Подбегает к подворью - а хаты нет. Уцелела только одна стена с окном. А в окне, свесив босые ноги, сидит ее ребенок... Схватила его - целует и бьет, целует и бьет... Била и потом. По словам Юрия Ивановича, самая тихая, скромная и самоотверженно любящая детей мать, учительница по профессии, давала периодически ему лозиной уроки жизни. И так до тех пор, пока он вырос и уехал далеко от дома в поисках себя и хлеба... Учеба в строительном институте, служба в армии, окончание режиссерского факультета Харьковского театрального института...

Юрий Иванович с мощной академической школой театральной режиссуры, с ворохом предложений из мира большого театра не устоял перед любовью-искушением. Ушел в кино, в котором долгие годы искал лишь самовыражения, а не житейской выгоды.

И вот - юбилей. Пусть будет для юбиляра праздник во всем. А главное - пусть снова станет для нас общим праздником поставленное им кино.