UA / RU
Поддержать ZN.ua

Юрий Ильенко: мечтал и жил

Ушел из жизни кинорежиссер и оператор, чьими глазами — и кинокамерой — мир увидел главный украинский кинофильм всех времен и народов… «Тени забытых предков»...

Автор: Екатерина Константинова

Ушел из жизни кинорежиссер и оператор, чьими глазами — и кинокамерой — мир увидел главный украинский кинофильм всех времен и народов… «Тени забытых предков». Режиссер — Иван Миколайчук не просто актер, а личность, философ. Такие личности и способствовали его увлечению украинской темой. Представьте, что после «Теней…» Ильенко хотел снимать «Слово о полку Игореве» с Параджановым. Но… Всегда, когда возникает дружба и цельность, встречаются люди, которые готовы поставить преграду, разрушить добрые отношения…

Кадр из фильма «Тени забытых предков»
— «Тени забытых предков». Триумф этого фильма, по-вашему, — это счастливый случай для всех вас или закономерность судьбы?

— Здесь просто встретились талантливые личности — Параджанов, Якутович, Ильенко, Миколайчук. Потом — премия за премией. На многих международных кинофестивалях. Ведь эта картина, по мнению многих серьезных критиков, действительно совершенна, гениальна. Когда возили «Тени…» во Францию, там наша картина называлась «Огненные кони». А в свое время в Аргентину ни Ильенко, ни Параджанова так и не пустили — хотя это их фильм.

— Какой из ваших совместных фильмов все-таки не вышел именно таким, каким его мечтал увидеть сам Юрий Герасимович?

— «Мечтать и жить» — наша последняя картина. Сценарий переписывался много раз. Это история театральной актрисы. И Юра хотел снять эту картину для меня... Когда мы в первый раз увидели сценарий, просто обомлели. Такой был замечательный текст. И если бы этот материал удалось снять, фильм мог бы стать чуть ли не шедевром. Это история невероятной красоты, да еще с украинскими корнями. Но… сценарий пошел по различным инстанциям. Переписывался раз шесть. В конце концов от первоначального повествования ничего не осталось. И тогда Миколайчук вообще отказался сниматься. Иван должен был играть главную роль — режиссера. Стали искать другого актера. Предложили Смоктуновскому, но у него не получилось… Потом на главную мужскую роль пригласили актера Радиона Нахапетова… Но это был уже другой фильм. Сама история — героиня (актриса) уходит от режиссера к рабочему. То есть такой соцреализм.

Мне кажется, эта картина отчасти и поспособствовала тому, что наши семейные отношения стали рассыпаться.

— Какие самые добрые и светлые черты характера Юрия Ильенко вы бы сегодня вспомнили?

— Юрий умел любить… Он очень ценил дружбу. Друг для него — превыше всего. Очень уважительно относился к своим родителям. Отец и мать для него всегда были на пьедестале. Особенно мама: он и похож на нее…

— А какие литературные сюжеты, на ваш взгляд, именно этот режиссер и должен бы экранизировать, но этого по разным причинам не произошло?

— Его стихия — украинская классика. Он прочувствовал Гоголя, снял в 1968-м «Вечер накануне Ивана Купала». Возможно, он поднял бы «Бульбу» Гоголя. Уверена, что в тот период он мог бы реализовать задумку «Слова о полку Игореве». Еще мечтал снять фильм о Катерине Билокур… Его интересовали по-настоящему глубинные личности. Его уход — это огромная потеря для кино, в том числе и для поэтического кино, в котором, увы, сегодня нет поэзии, а только проза…