UA / RU
Поддержать ZN.ua

Юные пианисты на фоне китайской стены

Триумфаторами IX Международного конкурса молодых пианистов памяти Горовица в очередной раз стали дальневосточные музыканты.

Автор: Юлия Бентя

После кризисного 2009 года, когда дирекции Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица пришлось отложить соревнование на год, жизнь, кажется, налаживается. В прошлом году прошли соревнования в средней и старшей группах, а недавно стали известны победители «Горовиц-дебют» и младшей группы. Да, большая часть конкурсных прослушиваний переместилась из помпезного и дорогого зала Национальной филармонии в Дом ученых. Да, денежные премии, не такие уж и большие (самая крупная - 2000 долларов США), предусмотрены только для младшей группы, тогда как малыши-«дебютанты» состязаются за дипломы и подарки от спонсоров. Да, несмотря на количественное доминирование отечественных пианистов, побеждают все равно китайцы… Но когда во время торжественного награждения на сцену за руку выводят отряд юных гениев - счастливых, растерянных, испуганных, неусидчивых, в кукольных белых платьицах и крохотных концертных фраках, а вслед за ними еще один отряд подвижников-учителей - таких же счастливых, но сосредоточенно-спокойных, очень трудно сдерживать эмоции... Будущее создается, конструируется, выстраивается прямо на твоих глазах. Разве может быть что-то важнее этого?

Любой конкурс - не только конкурс, а тем более конкурс Горовица. Уже десятки текстов написано о стратегической мудрости его дирекции во главе с Юрием Зильберманом. Ирина Полстянкина, Лидия Ковтюх, Мальвина Зарудянская и Ирина Гиваргизова четко понимают, что, зачем и как делать. Обогретые Киевским институтом музыки им. Р.М.Глиэра, подключающие к организационной работе студентов института (кстати, параллельно с основным жюри во время конкурса постоянно работает студенческое), они никогда не опустятся до нынешнего состояния Международного конкурса им. Лысенко - по сути, уничтоженного равнодушием и халатностью его неуловимых и неидентифицируемых устроителей.

По ходу и результатам конкурса Горовица, запущенного в 1995 году («Горовиц-дебют» появился чуть позже, в 2000-м), всегда можно было судить о свежих пианистических веяниях, состоянии отечественного музыкального образования и потребностях публики.

Что сегодня? Четырнадцать стран мира, более 80 заявок на участие (не доехали лишь несколько человек) и высочайший исполнительский уровень детей. Некоторые из них в десять лет играют так, как большинство профессионалов не будут играть и в тридцать. Отрадно, что увереннее стали дети из украинской провинции. Причем приезжают не только ученики специализированных музыкальных десятилеток, но и воспитанники обычных музыкальных школ. Похвально, что одни и те же дети в разных группах номинации «Горовиц-дебют» (всего таких групп четыре - «A», «B», «C», «D») порой меняются местами, последние становятся первыми, - значит, оценивают не «человека вообще», раз и навсегда превознося или ставя жирный крест, а конкретное выступление юного музыканта с конкретным произведением.

Например, в категории «А» Бюрки Симон из Швейцарии занял первое место, а белорус Никита Шестаков - третье, тогда как в группе «D» у Шестакова уже второе место, а у Симона третье. Музыканты с детства учатся переживать не только абсолютный триумф и провал, но и полупобеды. Последние, пожалуй, пережить труднее всего...

В жюри этого года вошли пятеро авторитетных музыкантов. Профессор Национальной музыкальной академии им. П.И. Чайковского, опытный педагог и постоянный эксперт конкурса Валерий Козлов, руководивший коллегиальной работой судей, с энтузиазмом комментировал результаты состязания, особенно отметив возвращение на конкурс Японии (представителей этой страны не было со времен второго конкурса) и значительное повышение уровня участников. Еще один постоянный член жюри - профессор Валида Расулова-Сук, преподающая в Нью-Йорке, ее биография также тесно связана с Украиной. Достойную компанию им составили директор Международного конкурса пианистов им. Джеймса Моттрама Грэхем Скотт (Великобритания), профессор Высшей школы им. Роберта Шумана Барбара Щепаньска (Германия) и Лев Шугом, ректор Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова.

В каждой из четырех групп номинации «Горовиц-дебют» достаточно воспитанников украинской фортепианной школы: Никита Бурзаница из Донецка занял первые места в группах «B» и «D», вторые и третьи позиции в разных группах достались Эрику Ткаченко, Николаю Пушкареву, Ивану Самородину и Марии-Луизе Плешаковой. Но если среди лауреатов-«дебютантов» нет ни одного дальневосточного музыканта, то в более серьезном состязании младшей группы (возраст участников от 10 до 14 лет) Китай и Япония победили Украину с разгромным счетом 4:2. В прошлых конкурсах нередко побеждали не совсем «китайские китайцы», воспитанные украинскими или российскими консерваториями. Однако в этом году таких - ни одного! Лауреату первой премии Болай Цао после выступления с Концертом Моцарта в третьем туре жюри и оркестр аплодировали стоя. Он же закрывал концерт лауреатов - красиво, мастерски уверенно, с искренней радостью наслаждаясь собственной игрой. Тянь Юань Лю, второй китайский мальчик со второй премией, показал себя в сольной программе, блестяще исполнив Две полифонические пьесы Родиона Щедрина. Японка Мацуда Канон и китаянка Ван Иньо поделили третье место, оставив украинцам только четвертую и пятую премии (их с боем отвоевали Екатерина Хомякова и Алексей Канке). Помимо основных наград на закрытии вручали специальные призы. Приз «Надежда» достался шестилетней китаянке Цзан Сижань. Когда ее вывели на сцену, она настолько растерялась и испугалась, что вырвалась из рук «провожатого», вскарабкалась на стул у рояля - и спокойно, «вне протокола» отыграла «Украинский танец» Михаила Степаненко.

Приз студенческого жюри увез швейцарец Бюрки Симон. Эрика Ткаченко Киевское управление культуры определило как «Лучшего киевлянина», вручив ему соответствующий приз, а Никиту Бурзаницу отметило Министерство культуры Украины призом «За исполнение произведения украинского композитора», а именно Первого фортепианного концерта Мирослава Скорика. Получив огромного плюшевого медведя «За яркую индивидуальность», Мария-Луиза Плешакова сначала едва удержала его в своих руках, а когда медведя усадили рядом с хозяйкой, не спускала с него глаз и время от времени подергивала за торчащий коричневый нос. Посольство Российской Федерации отметило лауреатов-россиян, а именно Арсения Муна, занявшего первое место в группе «С» («Горовиц-дебют»), и Дмитрия Циганова (четвертое место в группе «А»). Никто не остался без награды, а конкурс памяти Горовица в очередной раз подтвердил свой уникальный статус на территории Украины - единственного музыкального конкурса, входящего во Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов.