UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЯЗЫКОМ КРАСОК

Способности к рисованию у Оли проявились очень рано. Едва став на ноги и взяв в руки карандаш, она проводила линии, в которых просматривался какой-то характер...

Автор: Антонина Мазница
Автору этого рисунка — восемь лет

Способности к рисованию у Оли проявились очень рано. Едва став на ноги и взяв в руки карандаш, она проводила линии, в которых просматривался какой-то характер. Отец, имея большой опыт работы с 5–6-летними детьми, с дочерью начал заниматься, когда ей исполнилось два. В пять лет Оля поступила на подготовительное отделение лицея искусств (не специализированное, а общеразвивающего характера — театр, музыка), в шесть — в первый класс лицея.

Сегодня Ольге Гричанок всего восемь лет, но, несмотря на столь ранний возраст, недавно в Харькове состоялась третья персональная выставка этой юной художницы, кстати одна из них была в Болгарии. Оля — призер и дипломант многих международных и всеукраинских конкурсов. Ее картины и рисунки экспонировались на выставках в Дании, Германии, Македонии, а работа «Солнце светит для всех» принесла третью медаль на международном конкурсе в Иране.

Один профессор из Германии, увидев Олины рисунки, заявил отцу: «Вы за нее рисуете. Не может ребенок в 7-8-летнем возрасте видеть пространство, изометрию, плоскость, одним словом — трехмерное изображение». А она именно не просчитывает ракурс, как в начертательной геометрии, а просто его видит, чувствует — фотографирует глазом.

Как-то старшие дети-лицеисты пошли на летнюю практику по городу. Оля была с ними — отцу приходилось брать ее с собой, чтобы не оставлять дома одну. И... родилась картина «Театр». Навес оперного театра был единственным местом, где можно было спрятаться от непогоды. Было ужасное начало лета, только дети начинали рисовать, шел дождь. Полотно малышки состоит как бы из нескольких картин. На первом плане она изобразила всех, кто там сидел, определила, кто есть кто, только что не подписала, на втором плане — то, что она видела, что попадало в кадр, ее объектив на улице. Отдельно кусок, который находился значительно дальше за деревьями и чем-то ее заинтересовал. И получился такой маленький рассказ. Огромная стена оперного театра из камня. Сделать ее стеной, огромным серым пятном ей показалось скучноватым, и она сделала ее коричневато-разноцветной.

Девочка любит рисовать людей, они в ее рисунках предстают в разных качествах. Вот, к примеру, фигурки на буклетах художественных выставок. Неправильные по пропорциям, анатомии, линии настолько выразительны, что в изображении получаются живыми. Этому надо учиться долго и упорно, а Оле далось от природы.

Маленькая художница очень любит цвет, неестественные цвета, насыщенность, смешанные краски. Можно миллион раз объяснять, чтобы человек понял и чего-то добился, а есть такие, что от рождения знают — вот здесь надо чуть пожиже, и этого цвета, а не другого, причем добавлять цвета, которые по теории цвета нельзя смешивать между собой. Эти люди как бы сами себе хозяева в этом мире красок, их не надо учить цветовидению. Оля принадлежит к этим людям.

В семье любят театр. На оперные балетные постановки Оля и ее сестра Влада ходят с самого раннего детства. Девочку привлекает театр, где меняется освещение, где красивые наряды. Поэтому рисунок «Театр» очень насыщен. Маскарад, праздник жизни. В конце прошлого учебного года они классом ставили спектакль «Изумрудный город». Но это не столько иллюстрация сказки. Девочка нарисовала всех такими, какими они были, но окружила декорацией, которую придумала сама.

Ее вдохновение порой просыпается, когда пора ложиться спать. Она может не смотреть мультики и три часа кряду рисовать, что для такого возраста вообще-то не присуще. Оля все работы доводит до логического конца. Пример тому — картина «Солнце светит для всех».

Из Ирана пришли условия конкурса, посвященного Шелковому пути. Идея очень понравилась отцу — связать столько стран, разные культуры, религии. Идея миротворческая, жизнелюбивая. Обговорив с Олей возможные варианты, решили все окружить солнцем, которое светит всем. Познакомившись с историей Шелкового пути, узнали, что их было несколько. Самый первый, проделанный китайцами, в основном шел до Армении, потом разветвлялся в Западную Европу. Уже позже, в средние века, второй Шелковый путь доходил до нынешней России. Отдельный путь лежал на восток — в Индию, доходил и до Египта. Стало ясно, что это было грандиозное событие, которое не просто обогащало отдельных торговцев, а объединяло народы, культуры. Потому в этом солнце нашли место и разные цивилизации, и разные вероисповедания: армянская церковь, благовещенский собор, еврейская синагога, языческий храм времен древней Греции, Пизанская башня, традиционные постройки в романском, готическом стиле или европейского характера, пагоды, индийские храмы, в кадр попала и Вавилонская башня, характерный минарет Бухары, который не был разрушен даже монголо-татарами. Солнце в центре, все страны как бы перемешались, нет какого-то географического соответствия, все изображенное как бы не имеет границ. За картину «Солнце светит для всех» Ольга Гречанок получила бронзовую медаль. Вскоре устроители этого международного конкурса прислали из Ирана условия второго конкурса. В оформлении приглашения-буклета были использованы детские рисунки, а рисунок Оли с первого конкурса попал в качестве дополнения ко всему написанному.

Те, кто рисуют, знают, как трудно работу закомпоновать в определенном формате, чтобы из зарисовки все превратилось в картину, чтобы виден был характер, настроение. Оле это удается.

Вот как рождался «Ипподром». Лицеисты пошли рисовать лошадей и здание на ипподроме, там есть такое полуразрушенное, стильное. Оля вообще любит рисовать лошадей, но на натуре нарисовала только дальний план. Все лошадки делала дома, заявив, что ей так проще, интереснее. У них совсем необычные ракурсы: вид на лошадку сверху, лошадка поворачивается — морда получается немного сбоку, еще одна развернулась полностью — вид как в зеркале. Характерно соблюдение масштабности: ближе — больших размеров, дальше — меньших. Подсказала сама ситуация. Она это видела и запомнила. Нет вышколенной анатомической точности, но есть характер — это действительно лошадь. Есть соответствие даже с тем, как могло быть в действительности. Часть животных в движении, но есть место, оно получилось как бы на контрасте, где лошадки мирно пасутся.

А вот картина «Зимние игры» вначале называлась «Зима, которой не было». Пришла зима, но в Харькове долго не было снега. Оля очень любит зиму, снег. Она так страдала, что села и нарисовала то, чего нет на самом деле. Ничего близкого к натуре — это плод ее воображения, фантазии. Идет разудалое веселье: санки, коньки, цветные снеговики.

Среди работ недавней выставки в Харькове — картина «Успенский собор, трубочист, пес и кот». Оля с отцом возвращались из Закарпатья, ехали сутки. Отец читал книгу о старом Харькове. Оля заинтересовалась. А потом, благо бумага была с собой, прямо в поезде начала рисовать. Появился своеобразный и по цвету, и по компоновке собор. Улица, но что-то на ней мистическое. Дождь идет, солнце светит, изображено растение, но оно словно руки. Детская непосредственная работа, хотя и пес и кот очень характерны, живые.

Девочка многое делает с натуры, но и просто фантазирует, основываясь на своем еще маленьком, но собственном опыте. Любит рисовать школу, людей, улицу. Она как бы пребывает в ракушке и старается туда никого не пускать, но все проявляется в ее рисунках.

В нынешней экспозиции Ольги Гричанок было 50 работ, выполненных за последние два года. Те, кто видел ее ранние рисунки, считают, что в творчестве девочки произошел своеобразный перелом — работы перешли в новое качество. Даже натурные зарисовки она интерпретирует по-своему, хотя узнаваемость объекта очевидна. По-своему чувствует свет, работает с деталями. К сожалению, ее творения трудно передать в газете, они просто насыщены цветом.

У Олиных родителей нет восторга по поводу успехов дочери, хотя отец замечает, что с таким раньше не сталкивался.

Олечка Гричанок мечтает стать актрисой, ходит на занятия по скрипке, причем сама настояла на этом, хочет заниматься фортепиано (к слову, мама — пианистка). У нее есть способности в разных направлениях, но при всем этом она остается непосредственным ребенком, который внутренний мир передает языком красок.