UA / RU
Поддержать ZN.ua

Язык как ключ к пониманию человека

Дмитрий Дроздовский — студент-филолог первого года учебы Киево-Могилянской академии — недавно и...

Автор: Жанна Беспятчук

Дмитрий Дроздовский — студент-филолог первого года учебы Киево-Могилянской академии — недавно издал свою первую научную книгу «Космічна мова людської душі», которую даже успела прочитать и оценить королева Великобритании Елизавета ІІ. Автору удалось объединить достижения нескольких дисциплин (интересно, что не только гуманитарного цикла), чтобы наконец ответить на вопросы: каким образом язык формирует человека? И как человек влияет на язык? Нужны ли лингвистические исследования сегодня, в третьем тысячелетии с учетом новейших тенденций и перспектив?

— Издание собственного сборника эссе по философии языка на первом курсе университета — это просто фантастический старт. Расскажите, каким образом все это стало возможно.

— Наша академия — научно-учебное заведение, и эта книжечка, на мой взгляд, является подтверждением того, что мы, студенты, осознаем это. Во время учебы в гуманитарной гимназии №4 г. Одессы я в течение двух лет занимался вопросами философии и истории языка. Первый курс Киево-Могилянской академии дал мне возможность систематизировать и классифицировать знания, полученные за эти годы, и сформировать определенный академический концепт, который, собственно, и воплощен в книжке эссе «Космічна мова людської душі». Этот проект также поддержал профессорский состав Оксфордского университета, поэтому книга двуязычная — украинский и английский варианты. Кстати, именно эти два языка являются рабочими в Киево-Могилянской академии.

— Кто непосредственно помогал в этом деле?

— Стоит различать в данном случае помощь моральную и материальную. Что касается моральной помощи, то в предисловии к книге я выражаю благодарность преподавателям Киево-Могилянской академии, которые помогли нормализовать сборник, своей гимназии, Институту языковедения им. Потебни, Джону Веддингтону-Фезеру — профессору, доктору философии Оксфордского университета, который является автором англоязычного предисловия. Он принял участие в этом украинско-британском проекте и был модератором упомянутого издания, что дало возможность получить средства и издать книгу.

— Каким образом ваша книга попала к королеве Великобритании? Оказывается, это не так уж и трудно — подступиться к ее величеству?

— В данном случае королеву стоит воспринимать как гаранта лучших британских традиций, как гаранта развития английского языка в мире. Следовательно, если мы создаем какой-то качественный продукт, используя английский язык, мы демонстрируем свое уважение к этому языку как к языку межнационального общения. Опять же — господин Веддингтон, являющийся почетным сэром Лондона, презентовал эту работу британской монархической семье. Языковые вопросы, поставленные мною в книге, в частности такой социолингвистический феномен, как суржик, как языковое уродство, имеют определенные параллели и в английском языке.

— Год назад нужно было выбирать высшее учебное заведение — где искать себя, где самореализоваться. Полагаю, у вас была возможность свободного выбора. Почему именно Киево-Могилянская академия?

— В 2004 году я стал победителем Всеукраинского этапа Малой академии наук в области украинской литературы, трижды был призером Всеукраинского этапа школьной олимпиады по украинскому языку и литературе. Это давало мне возможность поступать в высшие учебные заведения на особых условиях. Однако, несмотря на то, были бы у меня эти победы или нет, бесспорно, я поступал бы в Киево-Могилянскую академию. В первую очередь, здесь есть традиции: за 390 лет академия смогла сформировать определенное культурное, духовное и интеллектуальное пространство — определенную ауру. Во-вторых, это чрезвычайно высокий интеллектуальный и образовательный уровень. Сегодня мы стремимся к смещению акцентов с учебно-научного на научно-учебный в соответствии с европейскими стандартами. Скажем, Оксфордский университет или университет в Глазго, как я имел возможность убедиться, — это, в первую очередь, научно-учебные учреждения. И студенты, и преподаватели этих университетов находятся в одном научном поле. Работы в гуманитарной области, которые Киево-Могилянская академия выносит сегодня на суд украинской общественности, достойны уважения.

— Представленные в книге размышления имеют междисциплинарный характер, охвачен очень широкий спектр гуманитарного знания — от языковедения до теологии. Какое будущее ожидает ваши научные исследования?

— Я старался экстраполироваться на концепт философии языка, а это, несомненно, априори требует знаний в разных областях: культурологии, философии языка, социолингвистике, физике, биохимии. Современные исследования в гуманитарной сфере невозможны без применения этих дисциплин. Если мы пытаемся раскрыть сущность любого вопроса, его первооснову, то должны ссылаться на научную реальность, продуцированную несколькими отраслями. Только тогда мы можем утверждать, что наш результат достоверен. В своей книге я исхожу из определенного индивидуального начала: каким образом человек создает язык и как язык создает человека; каким образом язык влияет на биополе человека и биополе, продуцированное языком и человеком, влияет на дальнейшую его судьбу. Сегодня в мире нет единой концепции происхождения языка. Почему? Потому что в определенное историческое время исследовали только его отдельные аспекты. Сегодня мы пытаемся выдать определенную истинную реальность, соединить все эти аспекты в нечто целостное. Будущее — за исследованиями на границе.

— Вы пишете, что ХХІ век должен стать эпохой духовного ренессанса украинской нации. Звучит оптимистично и смело. Что дает основания для подобного прогноза?

— Мы должны понять: предыдущая эпоха, эпоха гомосоветикус, создала определенный миф, в котором находился человек. Сегодня нет территориальных барьеров, все мы находимся в едином культурно-информационном пространстве. Естественно, это накладывает определенный отпечаток на культурно-духовное возрождение. «Не-ренессанс» становится просто невозможен, поскольку человек стал свободным, ощутил себя творцом этого пространства. В то же время он понял, что без определенных духовных установок это существование теряет свой первобытный смысл. Поэтому, основываясь на истории языка, на его философии, я показываю: язык выполняет не только коммуникативные функции, а также магическо-мистические. Таким образом, возрождение человека усматриваю прежде всего в возрождении языка. Феномен языка и слова наличествует в человеке на всех уровнях, и прежде всего на уровне генетическом. Генетическая детерминация — это, в сущности, тоже язык.

— Каковы ваши творческие и научные планы на ближайшее будущее?

— Любой финиш — это, в сущности, старт. Надеюсь, что уже в начале апреля опять же при содействии Института языковедения им. Потебни выйдет новая книга, в которой я буду экстраполироваться не только на вопросы философии языка, но и на вопросы истории древних языков: ассирийского, ассирийско-вавилонского, языка государства Харрапа, санскрита. Буду рассматривать, каким образом эти первобытные протоязыки влияли на сознание человека, как язык сегодня влияет на формирование мировоззрения. Я пытаюсь провести определенные параллели между этими древними языками и украинским языком. Мы говорим, что украинский язык очень мелодичен, благозвучен. Почему? Потому что он сохранил определенные свойства этих древних языков.

— Можете ли вы сформулировать главное правило космического языка человеческой души, которое все мы должны знать наизусть?

— Полагаю, определение должно быть следующим: если в определенное историческое время мы утверждали, что человек создал язык, то стоит сказать, что и язык также создает человека. Одна с основных функций языка — человекосозидательная (так утверждает известный филолог, член НСПУ Алексей Ризниченко). Прежде всего мы должны изучать себя, изучая себя, нам следует совершенствовать знание своего языка.

***

На круглом столе «Поэзия Лины Костенко во времена переходные и вечные», состоявшемся в Национальном университете «Киево-Могилянская академия» накануне юбилея Лины Костенко, Дмитрию Дроздовскому поэтесса предсказала: «Вот увидите, мы об этом парне еще услышим. Я никогда не ошибаюсь».