UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЯВЬ В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ НА БЕРЕГАХ БАЛТИКИ

1000 лет назад, 23 апреля, по свидетельству Петра Скарги, язычники-пруссы похитили святого Войцеха (св.Адальберта), насаждавшего на этом Балтийском побережьи христианство, воткнули в него семь копий и повесили на дереве...

Автор: Нина Мазур

1000 лет назад, 23 апреля, по свидетельству Петра Скарги, язычники-пруссы похитили святого Войцеха (св.Адальберта), насаждавшего на этом Балтийском побережьи христианство, воткнули в него семь копий и повесили на дереве. Согласно другому польскому летописцу - Геллу Анониму - принц Болеслав Храбрый предложил пруссам столько золота, сколько весило тело святого, и похоронил его с почестями (святой Войцех с тех пор считается главным покровителем Польши). Вскоре император Отто III прибыл на могилу святого для молитвы, где и произошла встреча и примирение императора с Болеславом. Бывшие враги постановили заложить город в том месте, где погиб святой Войцех. Так возник Гданьск (Данциг) - балтийский порт, празднующий ныне свое тысячелетие. Еще в 1263 году Гданьск получил Магдебургское право и стал одним из самых больших портовых городов Европы, а с 1361 года он вошел в Ганзейский союз - мощный союз городов, обеспечивающий успех торговых операций на суше и на море, а также - что весьма существенно - защиту от пиратов. До второй мировой войны Гданьск входил в зону Порто-Франко, и недавно, в 1996 году, это положение было возобновлено, что открыло новые возможности для польских и иностранных торговых компаний (в том числе из стран СНГ).

Город, празднующий ныне свое 1000-летие, в начале XVI и в XVII столетиях достиг апогея в развитии культуры. К этому времени этот самый большой порт Центральной и Восточной Европы собрал в своих стенах многих голландских, фламандских и немецких архитекторов, скульпторов, художников, актеров. В его культурный контекст вписывались английские актеры, которые после 1600 года более чем 50 лет подряд приезжали каждое лето в Гданьск и привозили спектакли, замечательные своей драматургией, отмеченные прекрасной актерской игрой, насыщенные музыкой и танцами.

Но отвлечемся от истории и войдем в лабиринт узких улочек Старого города, вдохнем свежий ветер с моря, вслушаемся в гул праздничной (да уж не вечный ли здесь праздник?) толпы.

Прекрасно сохранившаяся средневековая часть Гданьска похожа на декорации площадного театра, где царит веселая ярмарочная стихия; здесь, кажется, можно купить все, чего душа пожелает. А ежели желания не совпадают с возможностями - что ж даже просто поглазеть - уже удовольствие. Музыканты в пудреных париках и камзолах играют Моцарта у входа в кафе «Вена», «настоящий» Нептун прогуливается к восторгу ребятни перед рестораном своего имени. А шествия шутов, а уличные концерты...

Нет, «не хлебом единым» жив этот древний город

200 лет назад в Гданьске начал функционировать театр, оформленный по образцу театра «Форчун» в шекспировском Лондоне, - единственный известный пример такого «импорта» театра на континент. (В этом году театру «Форчун» исполняется 400 лет, и 400 лет назад первый английский актер ступил на землю Гданьска.) Судить о внешнем виде гданьского театра можно по гравюре, принадлежащей голландскому мастеру Литеру Виллеру (середина XVII века). Это одна из серии иллюстраций к впервые появившейся письменной истории города, написанной Рейнольдом Кюрике в 1645 году и опубликованной одновременно в Амстердаме и Гданьске в 1687 году.

Сегодня в Гданьске существует Театральная фундация, цель которой - возродить в городе шекспировский театр на том же историческом месте, где он находился в начале XVII века. В будущем году начнутся археологические раскопки, будет заложен краеугольный камень, а саму реконструкцию театра планируется завершить к 2000 году. Здесь пьесы Шекспира будут ставиться в условиях, близких елизаветинской эпохе. Реставрация ренессансного театра в данном случае - не самоцель. Гданьская театральная фундация стремится к созданию культурного центра мирового значения, надеясь на заинтересованность в этом всех тех, для кого культура вообще и театр в частности не являются устаревшими понятиями в наш век высоких технологий.

Деятельность Гданьской театральной фундации взята под патронаж принца Уэльского; ее курируют режиссеры Питер Холл и Анджей Вайда, а Британский совет вместе с другими английскими фирмами стал одним из первых спонсоров этого начинания.

Недавно совет спонсоров был сформирован из польских компаний и возглавлен «первой леди» Польши - миссис Иолантой Квасьневской. Летом 1993 года возродилась традиция приезда английских актеров в Гданьск на Доминиканскую ярмарку, а через четыре года это событие стало главным праздником гданьского региона, вызвав значительный интерес в мире. Так возник августовский фестиваль «Дни Шекспира в Гданьске».

Англичане привезли на фестиваль трагедии «Антоний и Клеопатра» и «Ромео и Джульетта», поляки представили «Как вам это понравится», «Гамлет, принц датский?» и «Зимнюю сказку», белорусы - свою интерпретацию «Ричарда III». Украинское театральное искусство на этом фестивале репрезентовал спектакль «Сон в летнюю ночь» Черниговского областного музыкально-драматического театра им. Т.Шевченко в постановке молодого режиссера Андрея Багирова. Феерическое зрелище, исполненное веселого задора, ренессансного юмора и чистой, юной страстности, привело в восхищение зрителей и знатоков. Языковый барьер не помешал наслаждению; кроме азартной игры актеров, этому немало способствовали исполненные фантазии костюмы Е.Богатыревой и выразительная хореография А. Бедычева, одного из наиболее талантливых балетмейстеров Украины. Добрую, гуманистическую, мажорную тональность и высокий профессионализм спектакля черниговчан единодушно отметили в официальных кругах и в кулуарах фестиваля; об этом же с гордостью говорил генеральный консул Украины в Польше Владимир Блажейчук, принимая у себя украинских артистов во главе с директором театра Еленой Латыш - руководителем (и вдохновителем) фестивальной поездки.

«Причудливый спектакль о причудах любви, сделанный с любовью», - так определил характер зрелища, представленного черниговчанами, участник фестиваля английский режиссер Барри Раттер.

Добавим: с любовью к театру. К его вечному, неостановимому карнавалу.