В Украинском доме завершает работу III Международная художественная выставка-ярмарка «Арт-Киев 2008». На этот раз организаторы акцентировали «остросюжетную» тему актуальности — contemporary art. Эта большая картинная ярмарка уже в третий раз организована с размахом. В нынешнем «Арт-Киеве» приняло участие более 50 галерей из Украины, России, Польши, Германии, Чехии, Италии и Франции.
Первый «Арт-Киев», состоявшийся два года назад, был лишь пробным шаром. Начинание удалось. Во второй раз на «Арт-Киеве» уже была сделана серьезная заявка на будущее. Организаторам хотелось посмотреть, на что способны галереи, что они представляют из себя нынче сугубо в художественном и коммерческом планах. Ведь не всегда ценители прекрасного имеют возможность лично колесить по просторам страны — и оценивать. В прошлом году галереи как бы сдали «экзамен». Поэтому в году нынешнем две трети из них так и не смогли пробиться на «хит-парад». Поскольку, по мнению организаторов, у некоторых напрочь отсутствовала «культура экспонирования».
Фото: Василий АРТЮШЕНКО |
Также в рамках «Арт-Киева 2008» очередные спецпроекты демонстрируют известные украинские художники Александр Гнилицкий, Оксана Мась, Лариса Клюшкина, Александра Жумайлова-Дмитровская, Алина Максименко и Василий Татарский, Александр Жерноклюев, Ива Павельчук, а также скульптор Олег Пинчук.
Интересен в этом плане спецпроект Александра Гнилицкого «Скромность и жир». Это первая персональная выставка одного из лидеров украинского трансавангарда после длительного перерыва. Сам художник живет в Германии и только изредка приезжает на родину. В своих работах он концентрирует внимание казалось бы на обыденных предметах, которые нас окружают. И мы порою их игнорируем — но даже мебель или сантехника все же подсознательно формирует наше мироощущение, а соответственно, и настроение.
Еще один спецпроект — Лариса Клюшкина, «Балет». На первый взгляд, здесь нет ничего общего с хореографией. Но художнице хотелось посредством живописи передать особое настроение и определенные эмоции. Живопись и балет — это «электрическая цепь взаимных превращений, сближение и слияние приемников и источников энергии». Живопись как балет, а балет как живопись.
— По большому счету, для меня этот проект — просто признание в любви самой живописи, — призналась «ЗН» Лариса Клюшкина.
Интересны работы в стиле поп-арт и Стаса Жалобнюка, которого представляет одесская галерея «Сады победы». Сам художник говорит, что ничего нового он якобы не создает, а лишь фиксирует время. Художник в сущности делает коллажи в виде огромных городских плакатов. Стас утверждает, что в современном искусстве — как и во всем остальном — все проистекает сложным путем лоббирования и представления кому-либо чьих-либо интересов. А уже современное искусство от самого художника мало зависит, а зависит оно скорее всего от человека или фонда, который это искусство финансирует и пропагандирует.
— Идея всегда существует первоначально, — убежден Жалобнюк. — А сам художник ее только выражает. В искусство всегда хотят вложить определенное количество денег и уже через несколько лет получить прибыль…
По мнению художника, в ближайшее время мировая художественная кисть… будет довольно активно отражать нынешний всеобщий кризис. Ибо искусство — тоже зеркало (или наоборот).
Все, что происходило почти неделю на «Арт-Киеве», мало-помалу подталкивает организаторов к мысли о постепенном разделении «форматов» и стилей. Поэтому уже в мае будет отдано должное антиквариату, классике и современникам — тем, кто трудится во славу размеренного Fine-art. А уже на осень планируется отборный contemporary.
Как выяснилось, совершенно нецелесообразно объединять произведения современного и традиционного украинского изобразительного искусства в рамках одной экспозиции — под крышей Украинского дома. Ведь у каждой из этих двух художественных концепций свой круг как сторонников, так и противников.
— Еще в сентябре у нас проходил антикварный салон — и мы увидели, что люди с таким же увлечением воспринимали Модильяни, Пикассо, Сальвадора Дали, как и представленных сегодня современных творцов, — признается «ЗН» директор Украинского дома Наталья Заболотная. — Да, конечно, существует в современном искусстве и много псевдоактуального. Только специалисты уже различают руку мастера от кисти дилетанта-подражателя.
***
Несмотря на вездесущий кризис, нынешний «Арт-Киев» в значительно большей степени, нежели предыдущие аналогичные проекты, носит коммерческий, по-настоящему арт-рыночный характер. Говорят, искусство с каждым днем дорожает! Хотя недавно в Москве и провалилась одна из громких арт-акций, в Киеве же несколько дней наблюдался настоящий «торговый бум» вокруг произведений искусства.