На обложке — ее портрет в светлом овале: строгий, невероятно сосредоточенный взгляд. А фон — заснеженная земля, зимние деревья, сквозь которые прорывается солнце. «Леся Українка. Сюжети з життя в ілюстраціях і документах, Фотокнига». Так называется это издание, приуроченное к 130-летию со дня рождения поэтессы, а презентованное только что, уже в 131-ю годовщину. Дом Косачей на Мариинско-Благовещенской (Саксаганского), то есть музей Леси Украинки, собрал множество гостей по этому случаю.
Нарядная, с фоторепродукциями в ностальгическом цвете сепии, пронизанная стилистикой начала XX века, эта книга о жизни величайшей украинской поэтессы настраивает на размышления и фантазии. Появилась она в издательстве «Спалах».
В конце концов это не первое издание подобного плана, в частности и о Лесе Украинке. В этот раз авторы-составители Наталья Чип и Ирина Веремеева отошли от освещения политических убеждений Ларисы Косач: во времена прежнего режима не обошлось бы, естественно, без описания ее «революционной деятельности», без толкования на свой лад пафоса «співачки досвітніх вогнів». Это непростая тема, требующая отдельного глубокого исследования, считают составители, как и драматургия, которой они коснулись попутно. Перед нами фоторассказ с комментариями, цитатами из документов о земном бытии поэтессы — отдельные зафиксированные знаки, «оконца» в далекие времена, донесшие до нас образ великой женщины, ее окружения. Как и образы тех мест, где она побывала: на отдыхе, лечении и т.п.
То, что подобные издания крайне необходимы, — нечего и говорить. Не зря ведь такой небольшой для целой страны тираж — три тысячи экземпляров — уже практически раздарен библиотекам. Фотоальбом с пространными комментариями — это фактически портативный мини-музей, который, естественно, не заменит настоящий музей, но своей «свернутой» версией выполняет и собственную роль.
Неспешно листая красивые, с любовью оформленные страницы, попадаешь в абсолютно иной темпоритм, принципиально иное мироощущение. Привыкший к просмотру «по диагонали», останавливаешь взгляд на коричневатых репродукциях фотографий. Рассматривая эти чистые, благородные образы украинской элиты, в который раз ловишь себя на мысли: как отстали мы от самих себя — настоящих. Точнее, как потеряли себя. Как измельчали. Выродились.
Вот родственный круг Косачей или Старицких, друзья-приятели, компания на природе — везде естественная изысканность и естественная простота. Разумеется, речь не только о Лесе Украинке. Ее хрестоматийные образы здесь приобретают дополнительный ореол: от соседства других знаков ее времени — в воспроизведенных открытках с видами Венеции, Берлина, Дерпта, Софии, известного-неизвестного Киева.
Эта наивная и искренняя демонстрация своего украинства — в аутентичных народных строях. Самоутверждение, спокойное и уверенное, несмотря на запреты, предрассудки, пренебрежение. Герб Косачей: рассеченный щит, на голубом поле — серебряный бунчук, на золотом — три серебряных бруска в столбик. И, по законам геральдики, три страусовых пера в нашлемнике. Семья Драгомановых. И там, и там, какие бы «крови» ни выискивал, но это — украинские аристократические роды, достойные памяти своих предков. И труд, сознательный, планомерный, ежедневный — для родной земли. Подобный пафос уже давно набил оскомину. Возможно, случилось так потому, что многовато сейчас притворства, позы, воплей, деклараций-декораций. Потому и говорю — подобные книги подчеркивают, как мы измельчали, потеряли масштабность. Пояснений — хоть пруд пруди. Но от этого — не легче.
«Девочка с грабельками» — Лариса Косач в 1879 году, и последнее фото Леси Украинки — май 1913 года. Закрылась книга земного бытия. Бытие — продолжается.