UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Я ВСЕГДА СТЕСНЯЛАСЬ ГОВОРИТЬ О ДЕНЬГАХ»

Голос этой великолепной певицы звучал в Нью-Йорке в Карнеги-холле и на открытии Линкольн-центра, на сценах театров Японии, Италии, Франции, Испании, Австрии, Германии, можно перечислять и перечислять.....

Автор: Нами Микоян

Голос этой великолепной певицы звучал в Нью-Йорке в Карнеги-холле и на открытии Линкольн-центра, на сценах театров Японии, Италии, Франции, Испании, Австрии, Германии, можно перечислять и перечислять... Обычно певицам с такой славой к шестидесяти годам остается пожинать плоды, но у Бэлы Руденко началась новая карьера. Сегодня она художественный руководитель оперы Большого театра.

- Вы стали одним из руководителей театра, который раздирали скандалы, сейчас вроде все затихло. Как вам удалось снять накал страстей?

- Все артисты сейчас заняты интенсивной работой, и на остальное просто нет времени. За сезон мы поставили три оперы - и какие! - «Хованщина», «Богема» и «Лючия ди Ламмермур». Готовим «Травиату». А ведь раньше выпускали один премьерный спектакль в год. Да и в целом у Большого театра огромные планы: достраивается филиал - это там, где на Театральной площади раньше был Детский театр. Деньги на реконструкцию дало государство, так что мы готовим репертуар и для основной сцены, и для филиала. Мы все ждем, когда наконец Большой будет большим и по репертуару. Так что какие уж тут скандалы и склоки.

- Признайтесь, что вам приятнее - руководить или петь?

- Конечно, если бы жизнь повторилась, то хотелось снова быть на сцене. Общение с публикой - это счастье. Там, на сцене, все зависит от тебя. И удовлетворение принадлежит тоже только тебе. А будучи руководителем, можно все прекрасно продумать и подготовить, а результат все равно окажется неудовлетворительным.

- Вы с детства мечтали о карьере певицы и об известности?

- Я действительно очень рано начала петь, но это ведь обычно для украинских семей. Прекрасно пела народные песни мама, хотя, конечно, не как профессионал, а просто для души. Я любила ее слушать и частенько подпевала. Потом я пела в школе на утренниках, а во время войны - в госпиталях. Один из раненых даже сказал мне: «Ты можешь стать певицей». После войны мы с мамой вдвоем жили в Одессе - ей после ранения нужен был юг. В коммуналке нашей соседкой была очень доброжелательная, интеллигентная женщина, она прислушивалась к моему пению и как-то раз буквально взяла меня за руку и привела в консерваторию к профессору Ольге Николаевне Благовидовой. Ей-то, своей главной учительнице, благодарна я на всю жизнь - она научила меня работать. Голос голосом, а фанатичная работа прежде всего. Без этого ни о какой известности и мечтать не приходится.

- А когда пришла известность?

- После окончания консерватории (кстати, я уже на третьем курсе спела Джильду в Одесском оперном театре) меня пригласили пять театров. Я поехала в Киев. А в 1957 году я участвовала в вокальном конкурсе Международного фестиваля молодежи в Москве, жюри которого возглавлял знаменитый итальянец Тито Скиппа. Я заняла 1-е место. Скиппа после моего выступления стал громко аплодировать, хотя на конкурсах это не принято. А потом он предложил мне совместные концерты в Москве, Ленинграде и Риге: одно отделение я, второе -Тито Скиппа.

- А что было дальше?

- А дальше - Большой театр, гастроли и гастроли, награды, преподавательская деятельность. Кстати, я преподаю в Московской консерватории уже 25 лет, а еще веду мастер-класс в Греции и в Австрии - в Зальцбурге.

В этом году у меня радость: моя ученица Екатерина Головлева получила 1-ю премию на международном конкурсе «Янтарный соловей».

- А время на личную жизнь у вас оставалось?

- Ну конечно. Если бы не было моих детей, я бы страдала. Дважды была замужем. От первого брака у меня дочь Катя, она переводчица; у нее дочь, моя десятилетняя внучка Маша, она увлекается теннисом. Второй раз я была замужем за известным певцом Поладом Бюль-Бюль-оглы. От этого брака у меня сын Теймур, он учится в консерватории и играет в оркестре. Мы живем вместе.

- Все чаще говорят, что молодое поколение сильно отличается от вашего.

- Если говорить о молодежи - много интересных голосов. Но, к сожалению, мало преданности работе, профессии. Я сужу по себе - мне никогда не надоедало репетировать. Моей целью всегда был театр. Мы стеснялись говорить о деньгах, работали почти бесплатно. Главным был престиж профессии. А сейчас слишком велико стремление к деньгам.

- Чему вы уделяете свободное время?

- Люблю плавание, прогулки, раньше водила машину. Одежду шью у прекрасной портнихи, предпочитаю духи «Arpegio» фирмы Lanvin. Иногда балую домашних и друзей, которых у меня много, украинскими пирожками собственной выпечки.