UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Я СТАВЛЮ НА КНИГУ

Нет надобности представлять профессора Эко, автора нашумевших романов «Имя розы» и «Маятник Фуко», ученого-медиевиста, специалиста по истории культуры и семиотике, украинскому читателю...

Автор: Елена Раскина

Нет надобности представлять профессора Эко, автора нашумевших романов «Имя розы» и «Маятник Фуко», ученого-медиевиста, специалиста по истории культуры и семиотике, украинскому читателю. С 21 по 24 мая профессор Эко находился в Санкт-Петербурге, где 21 мая провел открытую лекцию с многообещающим названием «От Интернета к Гутенбергу» в помещении Российской Национальной библиотеки имени М.Салтыкова-Щедрина. Однако пресловутая «открытая» лекция оказалась гораздо более закрытой, чем закрытая часовая пресс-конференция, которую писатель дал петербургским журналистам. Тысячная толпа поклонников Эко с книгами профессора, прижатыми к груди, сметала на своем пути сотрудников библиотеки и охрану, тщетно объяснявших, что в зал уже вошло более пятисот человек, а на большее количество слушателей он, увы, не рассчитан. В результате большая часть пришедших так и не попала на лекцию, а счастливчикам удалось узнать о том, что Интернет не победит Ее Величество Книгу, несмотря на все большее и большее компьютерное засилье. «Это как в рулетке, - говорил писатель, - одни ставят на красное, другие - на черное. Я же ставлю на Книгу и предлагаю Вам играть со мной... Посмотрим, чья возьмет!»

22 мая Умберто Эко дал «закрытую» пресс-конференцию для петербургских журналистов, где в качестве киевской журналистки посчастливилось присутствовать и автору статьи. В течение часа писатель эпатировал интеллектуальную публику и увиливал от изысканнейших филологических вопросов, задаваемых аудиторией. В частности профессор Эко рассказал о том, что последняя его книга «Кант с утконосом» (сборник статей по философии) носит такое курьезное название, потому что Кант... ни разу в своей жизни не видел утконоса. Основная философская задача книги, по словам Эко, состоит в прогнозировании реакции Канта на утконоса и утконоса на Канта. Однако если говорить научным языком, книга посвящена мыслительным процессам абстрагирования и схематизирования. «Кант с утконосом» занял одно из первых мест в рейтинге европейских бестселлеров.

На многочисленные вопросы о круге чтения профессор Эко ответил, что его домашняя библиотека составляет 40 000 томов, хотя он со своей стороны может ручаться только за то, что регулярно стирает с них пыль. Однако парадокс состоит в том, что «очень часто находишься под влиянием авторов, которых не читал сроду». Интеллектуальной аудитории после такого заявления оставалось только гадать, что это: эпатаж, искреннее признание или стремление скрыть свои подлинные литературные вкусы и пристрастия, чтобы усложнить задачу читателя? Бурную вспышку интереса прессы вызвал последний роман Эко «Маятник Фуко». Что такое история человечества, какими скрытыми пружинами она управляется; является ли ее ход результатом деятельности тайных обществ: масонов, розенкрейцеров и иже с ними; и не марионетками ли в руках этих обществ являются внешние политические силы; существует ли некий всемирный заговор, одна мысль о котором страшно соблазнительна, - все эти вопросы, заданные в «Маятнике Фуко», переадресовали Эко петербургские журналисты.

«Маятник» разоблачает синкретическую эксплуатацию мифа», - ответил писатель. «Мы переживаем сейчас некую болезнь духа, когда в одну кучу сваливают все»: различные мифологические и религиозные системы, христианство и восточные учения, например. Несмотря на реальное наличие общего, глубинные различия и даже противоречия этих систем при таком подходе теряются, так что мы утрачиваем «лик» каждой и, молясь всем богам, не молимся ни одному. «Синдром заговора, - заключил Эко, - это одна из трагедий человеческой культуры». Пресловутая болезнь духа зиждется, по словам писателя, на «пренебрежении к противоречиям», на смешении культур, без проникновения в глубинные пласты каждой из них, на посттоталитарном презрении к личности.

Несмотря на трепетное отношение к русской литературе и безмерную любовь к Мережковскому (писатель признался, с 12 лет стал пламенным поклонником Мережковского), это был первый визит Умберто Эко в Россию. «Я не приеду в Россию, пока там не издадут моих книг», - заявлял Эко в прессе. И действительно не приехал до тех пор, пока издательство «Симпозиум» не выпустило авторизованный перевод его романов «Имя розы» и «Маятник Фуко», а также книгу «Пять эссе на темы этики», которую украинским читателям, видимо, не скоро удастся лицезреть. Итак, Россия заслужила честь принимать в Москве и Петербурге профессора Эко, Украине остается только перещеголять ее по части издательских планов (в Киеве уже вышел «Маятник Фуко») - и приезд досточтимого гостя, можно сказать, у нас в кармане.