К 100-летию со дня рождения выдающегося художника Украины Василя Касияна
Произведения Василя Касияна запечатлелись в памяти нашего поколения и вошли в украинское самосознание в народных образах как символ красоты и неуничтожаемости духа, вечной жизни и стремления к воле. Он вошел в судьбы, жизнь людей со страниц Кобзаря, Василя Стефаника, классики нашей литературы.
100-летие со дня рождения выдающегося художника нашей современности Василя Касияна широко отмечается в Украине на протяжении всего года. Решением правительства, юбилейной комиссии запланировано немало мероприятий, торжеств, посвященных знаменательной дате. В Национальном музее украинского изобразительного искусства экспонируется выставка произведений юбиляра, в экспозиции которой представлены малоизвестные работы из фондов музея, ведь Василь Касиян работал до последних дней своей жизни, и его творческое наследие составляет тысячи произведений, отдельные из которых неизвестны даже специалистам. В последнее время коллекция пополнилась работами из США, Чехии.
Разножанровое творчество художника отразило глубокое устремление его души - от поэтического восприятия окружающего мира к желанию показать человека, в нем живущего. И прежде всего Василь Касиян художник национальный. Именно на фоне украинской ментальности, которая была его природным естеством, смог развиться талант самобытного мастера и во всей полноте показать нашу сложную и противоречивую эпоху.
Он впервые предстал перед нами в новой Украине, о которой мечтал «вместе» с Тарасом Шевченко, перенимая его думы и показывая их в графике на протяжении всей своей сознательной жизни.
Образная тематика, жанровое разнообразие творчества Василя Касияна посвящены народу. Кредом его жизни стал девиз Ван Гога: «Основное для художника - любить людей». Творчество известного художника потрясло еще в 20-е годы студента Василя Касияна в Праге, когда там экспонировалась выставка французского изобразительного искусства. Любовь и уважение к простому люду в работах Ван Гога были созвучны внутренней энергетике Касияна. Его тогдашней гравюре, исполненной меццо-тинто «Двое рабочих», присуще ритмическое чередование вангоговских светлых пятен и темных мест.
Профессиональную подготовку Василь Касиян получил в Пражской академии изобразительных искусств, где учился с 1920 по 1926 год под руководством профессора и ректора академии, одного из выдающихся графиков современности Макса Швабинского.
Во время всего обучения Касияна в академии Макс Швабинский внимательно следил за развитием таланта своего ученика как в живописи, так и в графике. Он постоянно поддерживал его стремление к показу яркой национально своеобразности, потому и не удивился созданному студентом большому ксилографическому портрету Тараса Шевченко, заметив: «Какое благородное и красивое лицо у этого великого славянина».
Родился Касиян 1 января 1896 года в селе Мыкулинци на Покутье. Отец его - человек грамотный, уважаемый, подвижник национального возрождения, возглавлял местную «Просвіту». Он поддерживал стремление сына к рисованию. «Я рисовал везде - на покрытых инеем стеклах окон - пальцами, на побеленных стенах хаты - углем, на земле - сухой желтой глиной. Во дворе лепил из глины головы и фигуры - вместо зубов вставлял белую фасоль и ставил на воротах», - вспоминал Василь Касиян.
Он также копировал из тогдашних изданий репродукции произведений выдающихся украинских художников О.Сластена, И.Ижакевича, П.Мартыновича.
Мальчик рисовал с натуры народный быт, крестьян, обычаи и обряды, красочные карпатские виды. Как свидетельствовали современники, он овладел техникой акварели и пастели, его захватывало народное искусство, в частности раскрашивание пасхальных яиц, резьба по дереву, что способствовало его становлению в будущем как графика.
Из соседнего села Русова был родом выдающийся писатель Василь Стефаник. Жизнь, описанная в его новелле «Кленовые листья», была близкой и знакомой. Приходилось видеть и самого писателя. Потому не-удивительно, что после окончания Пражской академии Василь Касиян получил заслуженное признание, его произведения считались уже плодами зрелого мастера, хотя иллюстрации к «Кленовым листьям» создавались еще в студенческие годы. С восторгом приветствовал появление молодого художника львовский журнал «Українське мистецтво» в 1926 году. Положительно откликнулся о гравюрах на дереве своего земляка и сам Василь Стефаник.
Серия ранних гравюр на дереве, в которую входили портреты, жанровые картины, иллюстрации, были сделаны под влиянием украинской гравюры XVI - XVIII столетий, которую Василь Касиян изучал и высоко ценил. Он считал, что по своей утонченности и искусности исполнения она не уступает лучшим образцам западной и восточной гравюры.
В совершенстве овладел Касиян за годы учебы техникой линогравюры, офорта, умело используя, в частности, рембрандтовскую светотень («Лепта», «Гайдамаки», 1922).
В 1927 году уже признанным художником-графиком Василь Касиян приезжает в Киев. Тут он попадает, по его словам, в еще неизвестный для себя мир. Площадь Софии Киевской с памятником Богдану Хмельницкому явились ему лунной ночью чудом, которое стало темой его первой гравюры на дереве, созданной на киевской земле. Он принимает участие в конкурсе на место преподавателя Киевского художественного института и в скором времени начинает преподавать там, одновременно плодотворно работая над новой для себя тематикой.
Замечательным явлением стал следующий, харьковский, период для художника (1930 - 1941 гг.). В это время им были созданы иллюстрации к повестям Н.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», а также к книге А.Головко «В широкий мир». Вехой творческого наследия стало оформление и иллюстрирование «Кобзаря» (1934 год), в котором он виртуозно исполнил рисунки пером и акварелью. Касиян считал эту работу одной из самых важных в своей жизни. Продолжая традиции самого Шевченко-художника, известного иллюстратора «Кобзара» О.Сластена, Василь Касиян сумел в жестких условиях сталинской цензуры передать свое видение бессмертных произведений.
Находясь во время второй мировой войны вместе с институтом в Самарканде, художник всеми мыслями стремился в Украину, мечтал о ее освобождении. В Самарканде он открыл новый для себя восточный мир и глубоко окунулся в него. Портреты местных жителей-тружеников отличаются национальным колоритом, вниманием и любовью к чужому народу, необыкновенной красоте страны.
Вместе с тем своим творчеством он вдохновлял на борьбу с врагом. Одним из лучших политических плакатов времен войны стал «В бой, славяне!» (1942), за который он был награжден государственной премией.
В послевоенные годы Василь Касиян был профессором Киевского художественного института, заведующим отделом изобразительного искусства Института искусствоведения, фольклора и этнографии им. М.Т.Рыльского АН УССР, членом специализированных советов по защите диссертаций. Многим людям этот щедро одаренный человек дал путевку в жизнь.
Но всегда главным для него было творчество. И не только как художника. Он был участником процесса создания украинского изобразительного искусства, в частности графического, Василь Касиян на протяжении длительного времени писал о творчестве многих выдающихся художников всего мира. Особенно плодотворно он работал над исследованием художественного наследия Тараса Шевченко. Его книги «Офорты Тараса Шевченко», «Искусство Тараса Шевченко» стали новым словом в искусствоведении.
В 1964 году украинцы всего мира поздравили Василя Касияна с присуждением государственной премии Украины им. Т.Г.Шевченко. Он получил ее за многолетнюю работу по шевченковской тематике.
Закономерно, что и ныне, в юбилейный год Касияна, в музее Тараса Шевченко в Каневе с 9 марта экспонируется «Шевченкиана» Василя Касияна. Надеются почитатели искусства художника на новое издание «Кобзаря» с его иллюстрациями, а также альбома, куда вошли малоизвестные произведения. Большое значение будет иметь ожидаемая всеми выставка произведений художника из частных коллекций, в частности Елены Касиян.
Лучшие произведения Касияна вошли в мировую сокровищницу искусства. Своим талантом он прославил не только свое имя, но и показал планете свою родину - Украину.