UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Я работаю волшебником!»

Украинский чародей Виталий Лузкарь разгадал все тайны Копперфильда

Автор: Лесь Ильенко

С давних пор Новый год без чародеев-фокусников - вроде бы уже и не праздник. Многие наши читатели, должно быть помнят, как в начале 80-х на ТВ ошеломлял своими «чудесами» на новогодних аттракционах Игорь Кио, превращая Аллу Пугачеву в тигра или распиливая «пополам» своих обреченных ассистенток. Или Амаяк Акопян... Забавный чародей с салонными трюками. Что говорить о Дэвиде Копперфильде, украшавшем телепрограммы фантастическими шоу какое-то время назад, а сейчас вроде подзабытом…

Не так давно и в Украине, благодаря проекту канала СТБ «Україна має талант», вспыхнула звезда молодого фокусника-чародея. Он победил 27 мая 2011 года в популярнейшем телепроекте, выиграв миллион гривен. И водночасье стал известен всей стране (и даже ее пределам). 26-летний Виталий ЛУЗКАРЬ как бы оживил интерес к «волшебному» жанру.

Этот чародей окончил эстрадно-цирковой колледж и даже Национальную академию руководящих кадров… За десять лет успел объехать со своими фокусами множество стран.

После «телечуда» с миллионом на СТБ прошло уже полтора года. И что теперь с этим волшебником?

* * *

В пабе на Печерске он сидит напротив, как-то лукаво улыбаясь. И, кажется, вот-вот скажет знаменитую фразу из фильма «Золушка»: «Я не волшебник, я только учусь!». Хотя мало кто знает, что этот волшебник уже давно и многому научился. Еще школьником увлекся технологиями волшебства. Друзьям и родителям показывал фокусы с исчезающим платочком. А на уроках, когда не справлялся с заданиями, благодаря своим же фокусам эффектно списывал решения у отличников. К школьному финишу он уже точно знал, чем будет заниматься. К тому времени его дом превратился в филиал какой-то микрофирмы Копперфильда. Различные экзотические предметы, невероятные атрибуты, карты, платки… И даже голуби жили у него на балконе.

Он постоянно вертел что-нибудь в руках. Поскольку одно из правил фокусника - «ловкость рук и никакого мошенничества!»

- Виталий, вот вы сидите сейчас напротив… А слабо организовать какой-нибудь фокус - прямо здесь и сейчас?

Виталий берет со стола салфетку. Сворачивает ее шариком. Шарик ловко исчезает у него в рукаве. А через секунду этот же шарик он вытягивает у меня из-за пазухи!

- А что-нибудь еще?

…Чародей извлекает еще одну салфетку. Мигом превращает ее в миниатюрную розочку. Цветок так же бесследно исчезает в пелене его хитрости. А через пару минут подошедшая к нам официантка вдруг обнаруживает этот цветок в кармане своего фартука!

- Ну а если без трюков… Если обратиться к одному из подразделений вашей магии - ментализму, как бы психологическим экспериментам… То можете, например, какую-нибудь мысль считать, глядя в глаза человеку?

…Фокусник просит меня придумать определенное число. Потом пристально смотрит в глаза. И, представьте себе, угадывает… Число - семь!

- А почему? А как вам это удается?

- Здесь есть свои психологические особенности. Многие мужчины, например, склонны к «семерке». Женщины - к «тройке»… Но это моменты, которые фокусник не должен афишировать. В любом трюке должна оставаться тайна. А то многие представители нашего цеха вдруг решили раскрывать перед зрителями технологии некоторых чудес… Не понимаю, зачем они это делают? Возможно, стоит раскрывать лишь те фокусы, которые уже давно не используются в программах? И у меня однажды, в проекте об экстрасенсах на СТБ, была задача подобрать серию интересных трюков… Но я все равно стоял на своем: нельзя раскрывать секреты, поскольку ждут от нас чудес, а не схем и формул!

- То есть, по-вашему, тайна в искусстве, в любом жанре по-прежнему должна превалировать?

- Обязательно…

- Это как история о «Моне Лизе» Леонардо да Винчи. Многие находят эту картину «чудом», сотни лет пытаясь раскрыть ее «фокус» - мол, в чем смысл этой улыбки? Кстати, знаете ответ?

- Нет, не знаю.

- В том, что Мона Лиза только собирается улыбнуться… Кстати, а маги-иллюзионисты - суеверные люди?

- Не буду говорить за всех. Но я, в некоторых случаях, суеверен. Если дома что-то забыл, то возвращаясь, непременно смотрю в зеркало. Конечно, на черных кошек стараюсь меньше реагировать, то есть не замечать их. Но, полагаю, в мире есть «что-то»… То, что необъяснимо. Была ситуация, когда в детстве я неважно себя чувствовал. Общая слабость, какое-то недомогание, упадок сил. Моя мама уже не знала, что делать. Очень переживала. Никакие лекарства не помогали. И тогда, по совету близких, она повезла меня к одной «бабке», которая ворожит, поднимает людей… Мне было лет четырнадцать. Мы приехали к ней. И после того со мной случилась некая перемена, встряска. Организм вроде преобразился и оживился. И вот тогда я поверил: дело не только в ловкости рук, но и в силах, не подвластных нашему разуму. Кстати, у меня был друг, который очень страдал от бородавок на руках. И поехал с нами за компанию. Та же бабка произвела какие-то, одной ей известные, манипуляции. И уже через две недели у моего друга с руками было все в порядке!

Повторяю, это были не фокусы. Это была самая настоящая реальность.

- А верит ли фокусник-чародей в Господа Бога?

- Не могу назвать себя атеистом… И знаю, что любой человек должен непременно верить… Пусть один верит в Иисуса, а другой - в Аллаха. Главное - вера.

- В вашем репертуаре имеются различные чудеса, фокусы, трюки. Есть популярный номер с голубями, который не раз видели телезрители. Есть номер с летающим столом. Есть разнообразные эпизоды микромагии: карты, деньги, шарики, резинки и т.д… Интересно, к какому направлению жанра вы себя относите непосредственно?

- Я отношу себя к «синтетическим» представителям жанра. Мне все интересно. И магия, и манипуляция, и крупная иллюзия, и салонная магия, и ментализм. Каждое из этих направлений имеет свои особенности, свою технологию, даже свою идеологию. Поскольку любой фокус - с технической точки зрения - это не только электроника или кнопочки, это еще и идея!

Конечно проще, если все построено только на кнопках. Тем более, что наука совершила в нашем деле невероятный рывок. Но главное для фокусника - это сотворить из самого простого… очень сложное.

- Вы ощущали в себе когда-нибудь задатки гипнотизера? И если да, то пользуетесь ли этими свойствами в магазинах или банках?

- Нет-нет! Тогда это уже не фокусник, а мошенник! Ничего подобного ни в магазинах, ни в банках я не проделываю. И владею я не гипнозом, а скорее способностью к внушению…

- В российском мире волшебников о вас наслышаны? Вас туда зовут?

- Наслышаны. И уже давно. Еще в 17 лет я взял Гран-при в одном из московских конкурсов. С тех пор они меня знают, и уважают. И некоторые даже звонят.

- А почему ваших программ или отдельных номеров нет на арене нашего знаменитого киевского цирка на площади Победы?

- По разным причинам их там нет. Во-первых, нельзя рассчитывать на достаточное финансирование, чтобы показать яркую программу с интересным реквизитом на той большой площадке. Во-вторых, нет должных условий для работы на той же арене. Впрочем, я туда и не стремлюсь.

- А какая в принципе для вас может быть идеальная площадка - для производства волшебства?

- Я много ездил по «заграницам». И в итоге понял: нужно стремиться к какой-то специальной площадке, предназначенной для фокусов. Необходимы атмосфера, аура. Важно освещение. Ведь вообще свет на площадке - это 50% успеха отдельного номера и целого спектакля. И не всегда большие цирковые арены соответствуют требованиям и задачам «чародеев». В Москве, например, сегодня работает около 400 фокусников. Да, это правда. Не все из них широко известны, но у каждого есть свой зритель. До сих пор там работает Амаяк Акопян. Он востребован на корпоративах. Правда, мне опять-таки не нравится то, что он в некоторых программах норовит раскрыть разные наши фокусы… Повторюсь: этого не нужно делать…

- Виталий, извините, а что это у вас за красные ободочки на руках? Это тоже элементы специализации, некие магические амулеты?

- Это моя ассистентка недавно выходила замуж… И я последовал одной традиции: взять красные нити с каравая и носить их до тех пор, пока сами не порвутся…

- Мы говорили о киевском и московском цирках. А нет желания шагнуть дальше - в Америку или в Европу со своими волшебными выдумками?

- Вы знаете, я и так уже почти всю Азию объездил. Был в Индии, Корее, Китае, Японии. Везде выступал. То есть с 17 лет - по «заграницам». В то время нашему фокуснику еще было трудно заработать дома, в Украине… А там - все-таки достойная база, хорошие средства. И прекрасные условия, чтобы совершенствоваться в профессии. В общем, поездил я поездил, пожил три месяца в Корее и три месяца в Китае… И решил, что без Украины мне никак. В тот момент как раз и удалось показать себя в проекте СТБ «Україна має талант». А в Европе и Америке, поверьте на слово, иллюзионисты - весьма востребованы и популярны. Как у нас Пугачева или Киркоров… Там представители нашего жанра - топ-звезды. Там даже некоторые вокалисты уходят на второй план, а фокусники царствуют.

- Исходя из всего устойчивого репертуара, можно ли определить, какой процент непосредственно ваших выдумок в программах, а что заимствовано у других чародеев?

- Дело в том, что все фокусы уже придуманы давным-давно - до меня. Их можно лишь адаптировать под свой стиль и свою манеру. Вспомните, например, легендарного Игоря Кио. Он много лет показывал замечательные фокусы, которые давно были известны всему миру. Но так как СССР не знал «другого мира», а Кио имел возможность подолгу бывать за границей, его чудеса и потрясали советских людей…

- Например, чудо с распиливанием женщины! Можете сейчас разоблачить технологию того старого фокуса?

- Никогда и ни за что! Факт в том, что и сто лет назад, согласно определенной технологии, «резали» человека пилой… И сегодня его также можно разрезать, только подача номера будет другая. Пройдет еще сто лет. И его будут резать уже лазером. Но суть приема останется той же...

- Какое самое большое «потрясение» в жизни фокусника - вообще возможно?

- Встреча с реальностью… Это было года два назад… Когда мы ехали семьей и друзьями с дачи… Я был за рулем… И меня так занесло на дороге… Казалось, только чудо и спасет… К счастью, все обошлось. Правда, потрясение от того случая осталось до сих пор.

- Нельзя не спросить о том, о чем обычно все спрашивают… На что потрачен миллион, выигранный вами в шоу «Україна має талант»?

- А разве миллион - это так много? Я купил себе квартиру в Киеве: новый дом, необычный проект (я ведь люблю все необычное). Купил машину… Но моя профессия предполагает постоянное вложение средств в новые номера. Потому что хорошая иллюзия хороших денег стоит. В моем коллективе сегодня пять человек. У нас много заготовок для новой программы. С нового года хочу прийти на СТБ к Владимиру Бородянскому и предложит ему одну идею, связанную с волшебством… Давно хочу создать именно волшебную программу, состоящую из разных фокусов (часа на полтора). Полагаю, этот жанр сегодня будет очень востребован нашим зрителем, в последнее время особенно жаждущим чуда...

- Накануне Нового года спрос на ваши фокусы - у олигархов или обычных организаторов корпоративов - должно быть, заметно возрастает?

- Сейчас у меня расписан практически каждый вечер. Есть презентации, крупные корпоративы. О масштабах некоторых корпоративов я раньше вообще не подозревал… Когда выбрасываются бешенные деньги - часто в никуда. Еще я заметил, что сегодня на корпоративах меньшим спросом пользуются слегка поднадоевшие исполнители попсы. Публике хочется чего-то нового, острого, волшебного. Это же гораздо интереснее, если благодаря моему фокусу директор той или иной фирмы сначала исчезает, а потом неожиданно появляется!

- Как родители относятся к вашим успехам и чудесам?

- Хорошо относятся. Мама, она швея, всегда мне помогала. Когда нужно было пошить какие-то костюмы, подшить карманы, сделать скатерти для номеров. Папа, водитель-дальнобойщик, тоже рад моим успехам. Я купил ему земельный участок и папа развел там хозяйство, кроликов. Так что все хорошо.

- Виталий, чем вы объясните нынешний большой интерес кинематографа к представителям вашей профессии? Нашумевшие фильмы «Престиж» (с Хью Джекманом и Кристианом Бэйлом), «Иллюзионист» (с Эдвардом Нортоном)?

- Все тем же… Усталостью от реальности. И жаждой чуда…

- Кстати, главный фокус в фильме Кристофера Нолана «Престиж» (с братьями-близнецами) вы, как специалист, разгадали сразу?

- Нет… До последнего мучился.

- Прошло уже полтора года как вас нет «в телевизоре», так как шоу закончилось. Но жизнь продолжается. На улицах еще узнают сегодня?

- Я вообще не люблю какой-либо публичности. И никогда меня не воодушевляет ситуация, если в тебя тычут пальцами. Помню, после первого эфира на СТБ мы с друзьями ехали в метро… Это был ад! Весь вагон на меня пялился, что-то шушукал…

- Еще один важный вопрос… Удалось ли вам увидеть в непосредственной работе Дэвида Копперфильда? И все его фокусы во время шоу разгадать?

- К сожалению, видел только записи. Хотя все его фокусы мной разгаданы. Кстати, это моя мечта - все-таки попасть в казино, где он сегодня выступает. И, скажем так, приобщиться к магии мастера. Копперфильд, как известно, уже давненько не делает новых программ, у него практически нет телевизионных проектов. Но он, по-прежнему, выступает. И, думаю, не только ради денег, но и для собственного удовольствия.

- И напоследок… Что для вас – «чудо»? Метафизическая категория? Технология фокусника? Или…

- Знаете, никогда об этом не задумывался. Наверное, потому что сам делаю «чудеса», удивляю других. Что тут сказать? Наверное, самое большое и неразгаданное чудо - это любовь? В этом случае никакие «фокусы» не помогут…