UA / RU
Поддержать ZN.ua

Я ПРОСТО РАБОТАЮ...

Я пришел к Валентину Знобе, чтобы поздравить его с присуждением Госпремии Украины имени Тараса Шевченко...

Автор: Ярослав Минко

Я пришел к Валентину Знобе, чтобы поздравить его с присуждением Госпремии Украины имени Тараса Шевченко. После этого события он пропал из Киева, где-то ездил, телефон не отвечал и вот только сейчас мы встретились у него в мастерской, густо заставленной скульптурными портретами с одухотворенными лицами. Для меня это было внове, ибо я его знал в основном как скульптора-монументалиста, посвятившего значительную часть жизни воплощению памяти о войне. Мы не могли не вспомнить, что именно в такие же жаркие и солнечные июньские дни полвека назад началась Великая Отечественная, принесшая Украине неисчислимые бедствия. Как ни мало мне было лет, но и я помню артиллерийскую канонаду, убитого человека в саду, на которого мы бегали смотреть, разбросанные везде патроны и гильзы... вспоминаются десятки ярких деталей. Валентин Иванович был во время войны в отроческом возрасте, и, как он сам сказал, все виденное впитывалось как бы само собой и навсегда, в основном, страдания людей. Память о страшных лишениях и гибели мирных людей вдохновляет скульптора в работах о самой жестокой кровопролитной войне. Валентин Зноба является автором монументов в Ужгороде, Хмельницком, Херсоне и других городах, но особенную его гордость составляет приглашение принять участие в осуществлении мемориала на Поклонной горе в Москве. Он создал центральную фигуру комплекса, которая называется «Солдат Победы». До этого было очень много вариантов, пройдено серию конкурсов, в конце концов жюри утвердило его композицию, называвшуюся «Знамя Победы». Прошло некоторое время - и скульптор под влиянием какого-то внутреннего толчка решил, что знамена и автоматы сегодня говорят не обо всем, что нужен более общий образ, символизирующий святость мира, - солдат, остановивший войну, солдат с красивым и спокойным лицом, держащий на вытянутой руке не автомат, а лампаду в виде каски, поминальный огонь о всех погибших. Развевающаяся рваная плащ-палатка, туловище и вытянутая рука создают обрис креста.

- Из Москвы ко мне приехал художественный совет якобы принимать старую композицию «Знамя Победы», - рассказывает Зноба, - а я показываю совсем другую композицию... И она их очень взволновала, очень понравилась и ее сразу приняли. А потом мне открыли секрет, что в связи с независимостью Украины у них начались разговоры, почему, мол, главную скульптуру российского мемориала поручили украинскому скульптору, а не русскому, и они ехали в Киев, собственно, для того, чтобы «деликатно отказать». Но и в Москве «Солдат Победы» был принят очень хорошо... Позже около нового собора на Поклонной горе установили мой памятник «Пропавшим без вести» с металлической пластинкой на пьедестале «От Украины». И скульптура, и упоминание об Украине вызвали немалый резонанс среди живущих там украинцев и теми, чья судьба как-то связана с ней. К памятнику приносят цветы и те, кто не знает, где пропал без вести сын, отец или брат: в Афганистане, Карабахе, Чечне...

Особенное место в творчестве Валентина Знобы занимает мемориал на Букринском плацдарме под Киевом, которому скульптор отдал 12 лет своей жизни и над которым работа еще продолжается, - с годами приходит какое-то философское видение предков, когда-то тоже защищавших эту землю, на связь времен.

- Я читал все или почти все о Букринском плацдарме, встречался со старыми солдатами и мирными жителями, свидетелями той страшной бойни. Это была кровавая мясорубка, многие, форсируя Днепр, буквально кипевший от взрывов, выходили на берег седыми. Там стали героями 563 человека, а погибло с нашей стороны более 200 тысяч... Очень точно, по-моему, передал ощущение битвы Микола Сингаивский.

Та підвiвся солдат

на смертельному тлі,

Разом з батьком- Дніпром взяв

на себе вогонь

І схопився за берег, за смужку землі,

І плацдармом тоді стало серце його.

- Во время строительства комплекса на Букрине археологи обнаружили остатки крепости, - продолжал скульптор, - относящейся ко II веку. Интересно, что найденные деревянные элементы, по времени совпадающие с монголо-татарским нашествием, были обуглены, то есть крепость защищалась и была сожжена. Так возникла еще одна скульптура - бояна, связывающая нынешнее и прошлое.

Каждый городок, даже каждое село имеют свои памятники погибшим, которые ничем не отличаются друг от друга. Тысячи ремесленных поделок покрывают нашу землю от Карпатских гор до Черного моря, и я невольно спросил Валентина Знобу, бывшему, кстати, председателем Союза художников, почему они такие шаблонные, безликие? Ведь их, как правило, принимали специальные комиссии... Как-то мне один скульптор рассказывал, что существовали определенные каноны, вернее, параметры, без соблюдения которых невозможно было даже надеяться на заказ. Валентин Зноба ответил, что лично он никаких специальных ограничений не испытывал, хотя произведения на исторические или национальные мотивы, мягко говоря, не приветствовались. Что же касается памятников погибшим в войне, то ситуацию наиболее ярко характеризует, по его словам, такая картина. Заказчик приходит к скульптору и говорит: мне бы такой памятник, как у наших соседей, но чтобы был больше...

- И как ни уговаривали скульпторы посмелее привнести что-то новое, заказчик, а тем более комиссия, которая часто состояла из одного парторга, не могли допустить и мысли об этом.

Мастерская скульптора напоминает большую галерею скульптурных портретов. Я имел возможность довольно долго их рассматривать. Много здесь было знакомых лиц, очень разных по настроению, но всех их объединяла одна черта - законченность образа. Известно, что Валентин Зноба обладает уникальной способностью за полтора - два часа создать скульптурный портрет, причем многие из них становились настоящими произведениями искусства. В скобках надо сказать, что удивительное умение схватывать человеческую сущность и воплощать ее в образе помогает скульптору склонять к себе симпатии многих людей... Прошедшие в последнее время престижные выставки произведений Знобы в Лондоне и Эдинбурге пользовались заслуженным успехом, отмечался высокий уровень искусства в Украине.

- В Англии знают Киев и Чернобыль, но что такое Украина... Такие выставки могут делать и делают очень много полезного для имиджа Украины. Англичане знают, что экономически мы отстали, но уровень искусства их удивляет и они по-другому начинают смотреть на нас, - говорит Валентин Зноба. - Поэтому очень важно, чтобы высокий уровень, наша школа продолжали развиваться, открывала миру нашу самобытность и национальный колорит. Украина постепенно входит в Европу, и полпредом здесь должно быть искусство, надо больше устраивать зарубежных выставок и других акций. Для осуществления этой цели, я считаю, необходимо создать общую академию искусств, которая содействовала бы сохранению высокого уровня наших художников - имеется в виду и балет, и скульптура, и опера, и живопись, и кино, и театр. У нас есть институты, но они выполняют в основном учебную функцию. Академия же искусств собирала бы мировой опыт, организовывала бы показ лучших, повторяю, лучших художников и коллективов и солидно представляла бы искусство Украины за рубежом.

Валентин Иванович уверен, что самым значительным достижением человеческой цивилизации является реалистическое искусство, в той или иной модификации оно существует тысячелетия, и никакой авангардизм не дал столько шедевров, как реализм. На Западе, образно говоря, экспериментаторством объелись и снова обращаются к реализму, ибо там, несмотря ни на что, всегда был очень стойкий интерес к естественному, к красоте.

Посреди мастерской расположен стол с разными бумагами - вырезками из газет, фотографиями, рецензиями, снимками работ скульптора в разных изданиях. Внимание привлек текст на бланке украинского посольства в Лондоне, датированный июнем. После обращения - народному художнику Украины и так далее - писалось: «Поздравляю вас с победой в сложном и престижном конкурсе на проект памятника Джону Мюиру в Шотландии».

Мне ничего не оставалось, как поздравить Валентина Знобу с очередной победой.